1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Задача взрослых — стать для только родившегося малыша проводниками в большой мир. Из месяца в месяц он познает нечто новое и все больше адаптируется в окружающей среде.

С какими познаниями должен встретиться ребенок в свой 1 год жизни, что должен уметь и что умеет в реальности – важно знать родителям, чтобы помочь своему ребенку правильно развиваться.

Таблица развития до 1 года

Для того чтобы родители могли ориентироваться в развитии своих малышей, педиатры предлагают их вниманию сводную таблицу физических параметров, соотнесенных с месяцами жизни.

Необходимо понимать, что данная таблица носит весьма условный, усредненный характер, и здесь в большей мере важны темпы роста и прибавки в весе по отношению к предыдущим месяцам.Что должен уметь ребенок в 1 год. Таблица по месяцам. Памятка для родителей

Немаловажен анализ телосложения родителей – худощавость взрослых может передаться и их ребенку, следовательно, это отразится на его весе. Излишне полные могут иметь малыша пухленького и весящего чуть больше указанных цифр. Так же обстоят дела с ростом и другими параметрами.

Физическое развитие

Что же должен уметь ребенок в 1 год, если это касается физического формирования.

Владеть основными навыками – ими должны обладать практически все дети данной возрастной группы:

  • уверенно и устойчиво сидеть;
  • активно ползать, причем ничего страшного, если это будет не движение вперед, а назад или вбок (некоторые малыши могут пропустить этот этап, что говорит об их хорошей физической форме);
  • передвигаться на четвереньках;
  • наклоняться или приседать за игрушкой;
  • самостоятельно вставать на ноги;
  • стоять, держась за какую-либо опору или руку взрослого;
  • пытаться делать первые шаги.Что должен уметь ребенок в 1 год. Таблица по месяцам. Памятка для родителей

Освоить углубленные навыки – могут приобретаться малышами в зависимости от характера и состояния костяка во временные рамки +- 1,5 месяца:

  • самостоятельно передвигаться вдоль стены, другой опоры или при поддержке за руку;
  • подниматься по некрутой лестнице при поддержке взрослого человека;
  • самостоятельно переползать со ступеньки на ступеньку;
  • забираться на диваны, кровати;
  • при необходимости подставлять какой-либо предмет, чтоб забраться на подоконник;
  • спускаться с дивана, кресла.

Другие навыки:

  • Учиться быть самостоятельным в своих действиях – не ждать, когда поднимут, перенесут, спустят, а пытаться делать это самому. Родители должны поддерживать своего ребенка в этих желаниях, просто иногда страхуя, чтобы он не травмировался.
  • Учиться комбинировать ряд действий при достижении какой-либо цели. Например, дойти до игрушки, наклониться, взять ее в удобную руку, вернуться, отдать взрослому.

Физическое развитие ребенка:

Психическое развитие

Психическое развитие годовалого ребенка напрямую связано с физическим состоянием.

Умея передвигаться и ощущать себя в пространстве, малыш познает такие понятия как:

  • расстояние;
  • расположение;
  • направление;
  • способ обращения с предметами.

Получая информацию и различные впечатления, ребенок учится их запоминать:

  • что делают с тем или иным предметом;
  • как располагается мебель в комнате;
  • как называется тот или иной предмет быта;
  • где можно найти определенную вещь.

При определении психического развития ребенка используются следующие критерии:

  • темпы формирования памяти – насколько быстро малыш запоминает полученную визуальную или звуковую информацию и как долго ее помнит;
  • интенсивность мышления – малыш решает, каким способом можно достичь желаемого, ищет оптимальные для него решения;
  • формирование внимания – в годовалом возрасте ребенок способен удерживать внимание на одной веще около 10 мин., поэтому важно помочь ему концентрироваться на чем-то одном некоторое время;
  • скорость восприятия — как быстро воспринимается все новое, речь, действия окружающих, далее от этого будет зависеть степень обучаемости ребенка.Что должен уметь ребенок в 1 год. Таблица по месяцам. Памятка для родителейЧто должен уметь ребенок в 1 год. Таблица по месяцам. Памятка для родителей

Детский интеллект в годовалом возрасте развивается:

  • при манипуляциях во время приема пищи (попытка самостоятельно воспользоваться ложкой, чашкой);
  • при игре с пирамидой из 2-3 колец;
  • при общении с взрослыми людьми и детьми постарше;
  • при попытке сломать, разобрать или бросить игрушку.

Нервная система характеризуется эмоциональностью и некоторой нестабильностью (капризы, бунт против запретов), так как она еще не совершенна, в стадии формирования. Учитывая это, не рекомендуется подавлять непокорность малыша наказанием, проще переключить его внимание на что-то другое.

Большая ошибка считать, что годовалый малыш многое не понимает из того, как с ним обращаются. Дети в этом возрасте:

  • умеют хорошо чувствовать настроение близких ему людей;
  • понимают речь;
  • эмоционально реагируют на ссоры;
  • испытывают чувство угрозы и одиночества.

Моторика

Что должен уметь ребенок в 1 год, манипулируя пальчиками и кистями рук – серьезный вопрос для дальнейшего развития малыша. Положительное влияние полученных навыков на формирование умственных способностей и развитие мозга доказано наукой, поэтому важно, чтобы ребенок мог осуществлять большинство описанных ниже действий.Что должен уметь ребенок в 1 год. Таблица по месяцам. Памятка для родителей

Это следующие действия:

  • класть друг на друга 2-3 кубика;
  • разбирать и собирать небольшую пирамиду;
  • класть один предмет в другой;
  • снимать с кастрюль, коробок крышки;
  • пытаться есть, пить, используя детскую посуду;
  • производить действия с игрушками: катать машину, причесывать куклу;
  • пытаться применить на практике свою одежду, обувь, шапочку;
  • уметь брать предметы обеими руками и одной, перекладывать игрушки из руки в руку;
  • брать мелкие вещи указательным и большим пальцами;
  • вынимать мелкий предмет из большого;
  • уметь выдвигать и задвигать ящики, открывать шкафчики, извлекать из них предметы;
  • играя с другими детьми, повторять их действия;
  • подражать взрослым – папе с отверткой, маме у зеркала.

Для развития моторики у детей важны и такие игры, как «ладушки», «сорока-белобока», «раз пальчик, два пальчик», «идет коза рогатая», где малыш повторяет за родителями характерные движения.

Малыш быстрее начнет осваивать навыки взаимодействия с мелкими предметами, если у него дополнительно появится стенд с дверными цепочками, выключателями, щеколдами. Такой атрибут можно сделать в домашних условиях, купить в Детском мире или другом магазине детских развивающих предметов.

Развитие речи

Должен ли ребенок в 1 год уметь разговаривать, и что именно он может произносить, волнует родителей, особенно при воспитании первенца. Это пора, когда малыш уже понимает фразы, обращенные к нему.

При интенсивном общении пассивный запас слов расширяется, но выговаривать из него ребенок может около 3-10 слов. Они не всегда полноценные в понимании взрослых, но логопеды предлагают их тоже засчитывать, если ими называются каждый раз одни и те же предметы (например, собака – «ав-ав»).

Что должен уметь ребенок в 1 год, кроме уже перечисленного выше:

  • односложно отвечать на простые вопросы «что это?», «кто это?» (ко-ко, баба, соса);
  • отзываться на свое имя, возможно, называть его;
  • по просьбе совершать простые действия: махать «пока-пока», показывать, как он ест (ням-ням), грозить пальчиком (ай-ай);
  • пытаться повторять за взрослыми слова (они должны быть короткие, простые в произношении и четко звучащие);
  • реагировать на «нельзя» звуками или междометиями.

Нет причин для расстройства, если малыш не заговорил в год. Главное, что он воспринимает речь, реагирует на нее, выполняет элементарные просьбы.

Важно обратиться к врачу, если ребенок остается глух к обращениям в свой адрес, запретам, не реагирует на речь, не пытается произносить даже слоги.Что должен уметь ребенок в 1 год. Таблица по месяцам. Памятка для родителей

В этом случае можно предположить проблемы со слуховым или речевым аппаратами, отклонения неврологического или психологического характера, при которых требуется помощь специалиста. Вовремя выявленное заболевание поможет найти новые подходы к развитию ребенка.

Рекомендуется обратиться к логопеду, если малыш, выговаривая слова, упорно заменяет одну букву другой («бода» вместо «вода», «бот» вместо «вот»). В данном случае у ребенка чаще всего наблюдается несовершенство фонетического слуха и возникает необходимость его коррекции.

Эмоции

Годовалому человеку доступна более широкая палитра эмоций и переживаний. Это говорит о том, что он начал свою интеграцию в окружающее общество.

Теперь малыш научился:

  • выражать свою отрицательную реакцию не только плачем, но и звуками, мимикой;
  • транслировать хорошее настроение улыбкой, смехом;
  • выражать свои чувства тактильным способом: обнимать знакомых ему людей, целовать по просьбе или по своему желанию;
  • узнавать знакомых ему людей не только вживую, но и на фотографиях, показывать пальчиком кто есть кто по просьбе взрослых;
  • узнавать изображения домашних животных, предметов быта на картинках и указывать на названные родителями предметы или живность пальцем;
  • «говорить» телом – поза обиженного человека, взгляд укора, руки в просьбе;
  • пытаться передавать эмоции взрослых, подражая их действиям (как мама говорит по телефону, как папа смотрит футбол);
  • листать журналы или книги, а иногда и рвать их, что рекомендуется мягко пресекать;
  • одинаково хорошо владеть положительными и отрицательными эмоциями, высказывать звуками, мимикой, жестами свое несогласие с запретом или наоборот свою радость от покупки игрушки или совместной с родителями прогулки;

    Что должен уметь ребенок в 1 год. Таблица по месяцам. Памятка для родителей
    Ребенок в 1 год должен уметь выражать положительные и отрицательные эмоции мимикой, жестами и звуками
  • копировать выражение лиц своих близких, их мимику в тех или иных случаях (закатывать глаза как мама, выпячивать губу как папа, поднимать брови как бабушка), а также их интонацию;
  • осваивать совместно с родителями или сверстниками такие игры как «ку-ку» (закрывать лицо ладонями), как делает то или иное животное (воробей – «прыг-прыг», коза — бодается);
  • реагировать на музыку, узнавая любимую мелодию, подтанцовывать или подпевать;
  • обращать внимание на свое отражение в зеркале или другой отражательной поверхности, разглядывать себя, наблюдать за своими движениями.

В зависимости от общего развития ребенка, список может быть или более обширным или более скромным. В последнем случае недостающим навыкам можно научить ребенка в самое короткое время, стоит только несколько раз ему показать, как делать и когда. Хороший эффект дает общение с ребенком, который умеет уже многое.

Первые умения

Что должен уметь ребенок в 1 год и какую получить основу для дальнейшего развития, перечислено ниже.

Умение владеть своим телом:

  • самостоятельно или при поддержке родителей ходить;
  • уметь забираться на предметы, спускаться с них;
  • приседать, нагибаться, вставать, садиться без посторонней помощи;
  • катать, бросать мяч или пытаться по нему ударить;
  • толкать перед собой коляску или другой предмет, доступный по весу;
  • стремиться делать ритмичные движения под музыку.Что должен уметь ребенок в 1 год. Таблица по месяцам. Памятка для родителей

Движения характеризуются как неуверенные, это связано с еще формирующимся чувством равновесия.

Умение ориентироваться в пространстве (фактор развития памяти и мышления):

  • знать и ориентироваться в расположении помещений в квартире;
  • помнить те места на улице, во дворе, где постоянно проходят игры и прогулки;
  • запоминать, где лежат его игрушки и предметы быта, которые постоянно используются;
  • уметь компоновать предметы (крышкой можно закрыть коробку, но не ложку, ложку можно положить в коробку и закрыть крышкой).

Умение совершать эффективные движения кистями рук и пальцами (начальный этап развития двигательной активности):

  • делать мелкую работу двумя пальцами (брать небольшие предметы, извлекать что-нибудь из узкого места);
  • брать и перекладывать из руки в руку предметы с участием всех пальцев или только нескольких;
  • собирать и разбирать пирамиду и башенку из нескольких деталей;
  • нажимать кнопки, крутить подвижные детали предметов;
  • повторять за взрослыми игры типа «сороки-воровки».

Интеграция в социум:

  • формирование пассивного словарного запаса (знает, понимает слова, но не говорит их);
  • умение выговаривать слоги, 3-10 коротких слов (мама, га-га-га);
  • реагирование на просьбы и на свое имя;
  • умение выделять близких людей и незнакомых путем эмоциональной реакции (желание общаться с первыми, недоверие ко вторым);
  • подражание родителям;
  • обогащение эмоциональных проявлений мимикой, жестами, тональными звуками, позой тела;
  • осознанное разглядывание картинок.

Приобретенные к 1 году умения в полной мере зависят от физической формы ребенка в плане здоровья, развития и от того, насколько много и продуманно с ним общаются родители.

Навыки самообслуживания

Если ребенку предоставляется определенная доля самостоятельности, то возможно, что к 1 году жизни он начнет приобретать навыки самообслуживания в быту.

Это следующие навыки:

  • Пытаться есть ложкой, использовать вилку. Важно на этом этапе не отнимать столовые предметы, а учить их правильно держать и аккуратно ими пользоваться.
  • Осваивать навыки питья из чашки. В этот момент лучше предложить малышу непроливайку, чуть позже небьющуюся легкую кружку.
  • Уметь есть твердую пищу, порезанную на небольшие кусочки. К подобной консистенции еды очень важно приучать постепенно, избегая неприятных моментов, вызванных рвотными рефлексами от попадания в рот не мягкой пищи.
  • Может самостоятельно откусывать понемногу от большого куска, например, банана, булочки, печенья.Что должен уметь ребенок в 1 год. Таблица по месяцам. Памятка для родителей
  • Знает, для чего нужна салфетка и пытается ею пользоваться.
  • Пытаться самостоятельно справиться со своей одеждой (надеть шапочку, всунуть ногу в обувь). Родителям рекомендуется дать время ребенку на такие опыты, периодически помогая ему выбрать нужную позу или направление.
  • Делать попытки мыть руки, вытирать их полотенцем. Задача родителей — несколько раз показать, как это делается правильно, а дальше следить, чтобы увлеченный малыш не облился водой.
  • Проявляет интерес к гаджетам, пытается ими воспользоваться. Некоторые дети с успехом находят в мобильных телефонах понравившиеся приложения. Но при всех плюсах подобной игры, педиатры не советуют родителям надолго оставлять устройства в руках малыша.
  • Начинает проявлять интерес к горшку, пытается его освоить (это касается не всех детей, многие начинают привыкать к нему гораздо позже). Для начала рекомендуется установить для ребенка логическую связь между своими естественными оправлениями, мокрым состоянием и предназначением горшка. Будет полезно, если родители, зная примерное время срабатывания организма, посадят малыша на горшок. Одновременно можно приучать ребенка к условным словам, которыми позже он сможет воспользоваться, чтобы попроситься справить свою нужду.

Все, что умеет ребенок в 1 год, должно послужить фундаментом для дальнейшего развития. Своевременно недополученные навыки могут сказаться позже, когда малыш попадет в среду сверстников и стать причиной дискомфорта.

Задача родителей заложить в ребенка чувство любознательности, помочь стать самостоятельным и активным.

Автор статьи: Кист Наталия

Оформление статьи: Светлана Овсяникова

Видео на тему: что должен уметь ребенок в 1 год

Развитие ребенка: что должен уметь делать малыш в 1 год:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ