ГКП в детском саду (Группа кратковременного пребывания). Что это, с какого возраста, учебный план, распорядок дня

ГКП (или группа краткосрочного пребывания в детском саду) – это современная альтернатива яслям, предназначенная для нахождения детей в дошкольном учреждении в течение 2-4 ч, на усмотрение родителей. ГКП допустимо посещать на постоянной основе или выбрать в качестве промежуточного варианта, на период адаптации малыша к длительному пребыванию без мамы в детском саду.

Что такое ГКП в дошкольном учреждении?

ГКП в детском саду – это группа, созданная на базе дошкольного учреждения с целью всестороннего развития детей, только начинающих посещать детский сад или не планирующих в принципе оставаться в нем на целый день.

Современные дошкольные образовательные учреждения предлагают родителям, планирующим социализировать своего ребенка младшего возраста в силу конкретных обстоятельств (работа, принципы воспитания, рождение еще одного ребенка и так далее), несколько вариантов групп краткосрочного пребывания на выбор:

Тип группы краткосрочного пребыванияХарактеристика
АдаптационнаяПредназначена она для детей, в возрасте 2-3 лет. Педагогические программы, практикуемые в этой группе, а также распорядок дня, которого приучают придерживаться малышей, направлены на облегчение процесса адаптации ребенка к поступлению в обычную группу детского сада.
РазвивающаяПредназначена она для детей, в возрасте 3 – 7 лет. Педагогические программы, практикуемые в этой группе, направлены на всестороннее развитие ребенка, а также приучение его к общепринятым нормам поведения в обществе, а также социализацию. Этот тип ГКП выбирают родители, не планирующие отдавать ребенка в детский сад.
Обучающая по средствам игрыТакие группы посещают дети от 1.5 до 7 лет с целью социализации при нахождении в группе не только со своими ровесниками, но и с взрослыми. Ребенок учится правилам этикета, узнает о субординации, а также приобретает коммуникативные навыки, которые в дальнейшем может применить не только в общении с друзьями, но и с представителями старшего поколения.
ПодготовительнаяГруппы такого типа создаются для детей 5-6 лет. Педагогические программы в подготовительных ГКП направлены на подготовку будущего первоклассника к школе.
Вечернего пребыванияТакие группы посещают дети от 2 до 7 лет. Основное предназначение таких ГКП – это уход и присмотр за детьми в вечернее время или на выходных днях. Актуально для родителей, которые работают по ненормированному графику.
Группы для детей с особенностями развитияПредназначены для детей от 2 до 7 лет, имеющих незначительные отклонения в развитии. В рамках реализуемых программ в таких ГКП оказывается психолого-медико-педагогическая помощь детям, а также даются консультации их родителям. Рекомендации о посещении ГКП рассматриваемого типа должны даваться педиатром или неврологом, имеющим полное представление о состоянии здоровья конкретного ребенка.
Группы для особых детейЧисленность таких групп не превышает 2-3 человек. Они предназначены для детей в возрасте 2-7 лет, имеющих инвалидность.
СпортивнаяТакие ГКП могут посещать дети в любом дошкольном возрасте. В течение 2-4 ч пребывания в образовательном учреждении ребенка обучают конкретному виду спорта (плавание, гимнастика, балет и так далее).

Достоинства кратковременного пребывания в детсаду

ГКП в детском саду – это зачастую вынужденная мера для родителей, которым понадобилось экстренно выйти на работу до момента, когда ребенка зачислят в дошкольное учреждение.

ГКП в детском саду (Группа кратковременного пребывания). Что это, с какого возраста, учебный план, распорядок дня

Тем не менее, такие группы кратковременного пребывания имеют ряд преимуществ в сравнении с группами в детсаду, работающими по обычному графику:

  • дети, посещающие ГКП, в отличие от абсолютного большинства малышей в яслях, не получают психологическую травму, впервые оставаясь на несколько часов без мамы (это связано не только с малочисленностью группы, но и с педагогическим подходом, реализуемым в ГКП, являющимся более индивидуальным);
  • увеличение скорости прохождения ребенком адаптационного процесса при посещении в дальнейшем обычных групп в детском саду. В качестве промежуточного варианта перед полноценным (9 ч) посещением дошкольного учреждения, детские психологи считают достаточным пребывание малыша в ГКП в течение 1-2 мес.;
  • наличие свободного времени у родителей, необходимого для выполнения домашних дел или решения рабочих вопросов (при этом взрослые не переживают за ребенка, так как уверены, что, находясь в ГКП, он маловероятно испытает сильный стресс, опасный для его психологического состояния и психоэмоциональной связи с родителями);
  • небольшая вероятность столкнуться с частыми болезнями. Посещая детский сад, ребенок часто начинает болеть, из-за того, что его иммунитет резко сталкивается с большим количеством вирусов и бактерий, носителями которых являются другие дети. Учитывая, что численность ГКП в 2-3 раза ниже по сравнению с обычными группами в детском саду, риск перегрузить детский неокрепший иммунитет значительно ниже;
  • разнообразный режим дня, подразумевающий не только образовательные занятия для детей, но и уроки творчества, а также практические упражнения по отработке навыков социализации;
  • возможность пообщаться с ровесниками (актуально, если у родителей конкретного ребенка нет друзей, имеющих детей, с которыми малыш мог бы периодически контактировать, отрабатывая свои социальные навыки, а также на практике учиться выходить из конфликтных ситуаций).

Оформление ребенка в ГКП

В крупных городах родители, поставившие своего ребенка в очередь на получение места в детском саду, в 90% случаев получают официальное приглашение от администрации дошкольного учреждения в ГКП.

В регионах и близлежащих к крупным городам населенных пунктах родителям может потребоваться дополнительно обратиться в выбранный детский сад и уточнить о существовании группы кратковременного пребывания, а также порядка зачисления в нее. Чаще всего эта процедура проводится по стандартному алгоритму.

С какого возраста?

В группы кратковременного пребывания зачисляются дети, достигшие возраста 1.5 – 2 лет. Конкретный возрастной порог определяется дошкольным учреждением.

Порядок уточнения информации обычно выглядит так:

  1. Личное обращение к заведующей детского сада, выбранного родителями.
  2. При получении неполной информации родителям следует обратиться в отдел дошкольного образования при администрации города или населенного пункта.
  3. При отсутствии мест или ГКП в выбранном дошкольном учреждении целесообразным будет обращение в окружную службу информационной поддержки или МФЦ для получения информации о дальнейших действиях, которые необходимо принять, чтобы определить ребенка в детский сад на неполный день.

Необходимый пакет документов

Для подачи заявления на получение места в группе кратковременного пребывания родителям необходимо предоставить в администрацию дошкольного учреждения или специальный отдел министерства образования документы из нижеприведенного списка:

ГКП в детском саду (Группа кратковременного пребывания). Что это, с какого возраста, учебный план, распорядок дня

  • заверенная копия свидетельства о рождении ребенка (рекомендуется иметь 2-3 экземпляра, так как в ряде случаев может потребоваться дополнительная копия);
  • заявление родителей, составленное по стандартной форме;
  • заверенная копия страхового медицинского полиса ребенка;
  • заверенная копия двух разворотов паспортов родителей ребенка (или его законных представителей);
  • медицинская справка определённой формы, а также карта ребенка, заполняемая педиатром по результатам прохождения маленьким пациентом профилактического осмотра;
  • путевка или направление в конкретный детский сад (этот документ действителен в течение 14 дней с момента его получения).

Постановка на очередь

В первую очередь место в группах кратковременного пребывания получают дети, имеющие местную прописку, а также те, кто относятся к льготной группе:

  • дети-инвалиды;
  • дети, чьи родители работают в ряде государственных структур (например, военнослужащие, работники администрации и так далее);
  • дети, рожденные в многодетных семьях.

Далее в ГКП определяются дети, имеющие временную регистрацию. После постановки ребенка в очередь на получение места в группе кратковременного пребывания родители могут примерно предположить период зачисления в дошкольное учреждение, анализируя изменения позиции ребенка в рамках очереди на официальных Интернет-ресурсах администрации населенных пунктов.

Что делают малыши в группе?

ГКП в детском саду – это группы, в которых реализуются педагогические программы, направленные не только на образование детей, но и раскрытие их творческого потенциала. По этой причине распорядок дня, проводимого малышами в ГКП, отличается от времени препровождения в обычной группе дошкольного учреждения.

Распорядок дня

Примерный режим дней ребенка, посещающего группу кратковременного пребывания в дошкольном учреждении, может выглядеть так:

  1. Понедельник: 9.00 – прием детей, зарядка; 9.15 – 9.30 – игры, направленные на развитие музыкального слуха; 9.40 – 10.10 – лепка из кинетического песка; 10.20 – 10.40 – занятия по дидактическим пособиям в соответствие с возрастом детей в группе; прогулка.
  2. Вторник: 9.00 – прием детей, зарядка; 9.15 – 9.50 – занятия физкультурой, гимнастика; 10.00 – 10.30 – занятия изобразительным искусством; прогулка.
  3. Среда: 9.00 – прием детей, зарядка; 9.20 – 9.50 – упражнения на развитие речи; 9.55 – 10.20 – развитие мелкой моторики; 10.20 – 10.40 – занятия по дидактическим пособиям, в соответствие с возрастом детей в группе; прогулка.
  4. Четверг: 9.00 – прием детей, зарядка; 9.20 – 9.50 – занятия физкультурой, гимнастика; 10.00 – 10.30 – игры со строительным материалом; прогулка.
  5. Пятница: 9.00 – прием детей, зарядка; 9.20 – 9.50 – занятия, направленные на развитие музыкального слуха; 10.00 – 10.30 – развивающие игры; прогулка.
ГКП в детском саду (Группа кратковременного пребывания). Что это, с какого возраста, учебный план, распорядок дня
Примерный распорядок для ГКП в детском саду

Гуляют с детьми, посещающими группы кратковременного пребывания, не менее 20-30 мин. Конкретное время определяется воспитателями, в зависимости от фактических погодных условий. При отсутствии возможности выйти на прогулку с детьми в конкретный день, педагоги организуют занятия, соответствующие интересам детей (например, читают книги, разыгрывают представления и так далее).

Питание

Питание в группе кратковременного пребывания не предусмотрено, так как дети находятся в дошкольном учреждении не более 4 ч. Для удобства организации режима питания абсолютное большинство групп рассматриваемого типа в детских садах начинает работать с 9 – 9.30 ч, чтобы родители могли накормить ребенка завтраком перед тем, как оставить с воспитателями.

ГКП закрываются в 11 – 12 ч, что предполагает возможность организовать родителями обеденный прием пищи для своего ребенка в домашних условиях, за пределами дошкольного учреждения.

Приносить еду с собой в детский сад строго запрещено, так как в случае возникновения аллергической реакции или появления симптомов пищевого отравления у одного из детей, посещающих группу, ответственность за состояние ребенка воспитатели нести не обязаны.

Учитывая, что часть времени, проводимого в детском саду, дети играют в активные игры, в свободном для них доступе всегда находится кипяченая или фильтрованная вода, соответствующая всем стандартам качества. Группы, в которых находятся дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет), оснащаются детскими кулерами и пластиковыми стаканами (для обеспечения безопасности стеклянная посуда не используется).

Учебный план

ГКП в детском саду – это группа, в которой реализуются учебные планы, направленные на:

  • уравнивание возможностей детей, посещающих дошкольное учреждение, и тех, кто находится большую часть времени дома;
  • формирование и всяческое поддержание желания ребенка обучаться (в школе);
  • формирование социальных черт личности ребенка, необходимых для его дальнейшей адаптации в школе и высшем учебном заведении;
  • формирование коммуникативных навыков в отношении ровесников и людей, старших по возрасту;
  • максимально раскрытие творческих способностей ребенка и его потенциала, соответствующего возрастным особенностям.

ГКП в детском саду (Группа кратковременного пребывания). Что это, с какого возраста, учебный план, распорядок дня

Учебный план, реализуемый в группе кратковременного пребывания, которую посещают дети, в возрасте 5-7 лет, может выглядеть так:

Раздел учебного планаКоличество учебных часов в неделюКоличество учебных часов в год
Обучение основам математики268
Обучение основам грамматики родного языка, а также развитие речи268
Ознакомление с окружающим миром134
Физкультура134
Развитие навыков изобразительного искусства134
Лепка из пластилина или кинетического песка134
Аппликации или альтернативное развитие мелкой моторики134
Развитие навыков конструирования134
Игры с природными материалами134
Сюжетные игры, ролевые134
Театрализованные занятия134
Занятия по дидактическим пособиям134
Развлечения, соответствующие интересам134
Подвижные игры134
Активные игры во время прогулок1.551
Итого17.5595

Программы

ГКП (или группа кратковременного пребывания), организованная на базе детского сада – это в ряде случаев возможность для ребенка получить базовые социальные и коммуникативные навыки, важные для дальнейшей жизни, без необходимости испытывать сильнейший стресс.

Конспект занятий составляется педагогами с учетом возрастных особенностей детей, посещающих конкретную группу дошкольного учреждения.

Например, программа занятий в один из дней у детей 2-3 лет может выглядеть так:

  1. Приветствие детей. Педагог вместе с детьми садится в круг, после этого, воспитатель звенит в колокольчик, произнося: «Здравствуй, … (имя ребенка)», и отдает колокольчик тому, к кому было обращение. Ребенок должен также позвенеть в колокольчик, а затем поприветствовать окружающих словами или жестом. Упражнение следует продолжать до тех пор, пока каждый из присутствующих не поздоровается.
    ГКП в детском саду (Группа кратковременного пребывания). Что это, с какого возраста, учебный план, распорядок дня
  2. Упражнения на развитие мелкой или крупной моторики, сопровождаемые проговариванием коротких стихотворений – 2-3 упражнения.
  3. Упражнения, направленные на развитие зрительной памяти. При их выполнении можно использовать дидактические пособия или подручные средства.
  4. Упражнения, на развитие музыкального слуха.
  5. Занятия, направленные на расширение словарного запаса.
  6. Физкультура.
  7. Свободное время.
  8. Творческая деятельность (например, рисование или конструирование поделок).
  9. Прогулка.
  10. Прощание педагога с детьми до следующей встрече. Обычно оно осуществляется в стихотворной форме.

Сколько стоит посещение ГКП?

Стоимость посещения группы краткосрочного пребывания в конкретном дошкольном учреждении определяется администрацией города (если детский сад является муниципальными) или его единоличными владельцами (если детский сад является частной собственностью предпринимателя) и зависит от ряда внешних факторов:

  • экономического положения в стране в целом;
  • ценовой политики конкретного учреждения (относится к частным детским садам);
  • услуг, предоставляемых сотрудниками детского сада, а также физического оснащения группы (наличие игрушек, свежего ремонта, пластиковых окон, ковров, увлажнителей воздуха и так далее);
  • квалификации педагогов, работающих в конкретном дошкольном учреждении.

В крупных городах, например, Москве или Санкт-Петербурге, посещение ГКП в месяц будет стоить 30 000 – 60 000 руб., в то время как в регионах эта сумма составит 10 000 – 20 000 руб. в месяц.

Рекомендации родителям

Чтобы адаптация ребенка в группе кратковременного пребывания прошла наиболее мягко и безопасно для психики маленького человека, родителям следует соблюдать ряд рекомендаций психологов и педиатров:

  • говорить о детском саде исключительно в положительном ключе;
  • перед первым посещением детского сада ребенку нужно рассказать о том, что ему предстоит (его встретит воспитатель, которая поможет познакомиться с другими детьми, помимо него в группе будут находиться другие мальчики и девочки и так далее);
    ГКП в детском саду (Группа кратковременного пребывания). Что это, с какого возраста, учебный план, распорядок дня
  • если ребенок не захочет прощаться с провожающим в детском саду, его необходимо уверенно передать на руки воспитателю, а также обратить внимание на то, что уже через 2 ч (указать точный промежуток времени) мама (или папа) его заберет;
  • важно спокойно реагировать на капризы, агрессию или истерики ребенка в дни, когда он посещает детский сад (это один из вариантов разгрузки детской психики после чрезмерного количества эмоций, полученных за непродолжительное время);
  • постараться скорректировать режим дня ребенка в выходные, сделав его максимально приближенным к порядку, организованному в дошкольном учреждении;
  • после того, как ребенок вернется из детского сада, с ним следует проводить как можно больше качественного времени, позволяя ему играть в активные игры, кричать, бегать и снимать стресс любым удобным для него способом.

ГКП организуются в детских садах как для того, чтобы помочь детям мягче адаптироваться к длительному пребыванию без родителей вне дома, так и с целью уравнять способности и развитость малышей, постоянно посещающих дошкольное учреждение, с теми, кто большую часть времени обучается дома. Это необходимо для успешной социализации подрастающего поколения, а также их дальнейших успехов в школе.

Видео о группе кратковременного пребывания в саду

Стоит ли отдавать ребенка в детский сад (группы кратковременного пребывания):

Оцените статью
Беременность, роды, новорожденный ребенок, лечение, развитие, воспитание, здоровье мамы после родов
Добавить комментарий