1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Логоритмика — новое, но часто в последнее время использующееся слово. Психологи, педагоги, родители все чаще сталкиваются с проблемой нарушения речи у детей. В младшем возрасте эта патология не так критична, но с поступлением ребенка в школу ситуация усугубляется, отрицательно сказывается на обучении малыша, провоцирует проблемы в общении со сверстниками.

Существует много методик, техник по коррекции речевых нарушений. В последнее время особой популярностью стала пользоваться логоритмика. Для детей это увлекательные занятия, которые всегда сопровождаются музыкальным сопровождением и различными упражнениями на дыхание, движение и другие навыки.

Суть и базовые принципы

Логоритмика – это новое направление в профилактике и терапии речевых нарушений. Представляет собой целый комплекс двигательных упражнений для детей, которые одновременно должны сопровождаться произношением фраз, звуков, слов.

Логоритмика для детей. Что это такое, упражнения с музыкальным сопровождением для занятий дома, в детском саду
Логоритмика для детей — это комплекс двигательных, речевых и артикуляционных упражнений для развития речи

Специалисты уверены, что такие занятия принесут ощутимую пользу ребенку не только в плане устранения проблем с речью, но и в общем развитии. Главное – это правильно построить занятия, согласно возрастным особенностям и серьезности отклонений.

Логоритмика для детей – это комплекс занятий, которые преследуют следующие цели:

  • формирование навыков правильного дыхания;
  • научить умению контролировать свое дыхание, движения;
  • улучшить координацию движений;
  • стимулировать развитие памяти, внимания, умение ориентироваться в пространстве;
  • привить чувство ритма;
  • культурное и духовное развитие через приобщение к музыке;
  • увеличение словарного запаса;
  • всестороннее развитие ребенка.

Достижение все поставленных целей возможно только при условии, что логоритмикой с детьми будут заниматься настоящие профессионалы с ответственным подходом к своему делу.

Логоритмика для детей. Что это такое, упражнения с музыкальным сопровождением для занятий дома, в детском саду
Главные составляющие музыкальной логоритмики — речь, музыка, движения

Можно также выделить некоторые главные принципы этого направления:

Принцип развития Он предполагает не только развитие речевого аппарата, но двигательных, коммуникативных навыков.
Принцип всестороннего воздействия Занятия должны положительно влиять на весь организм ребенка.
Этиопатогенетический принцип При построении занятий необходимо учитывать причины появления речевой патологии.
Принцип комплексности Логопедическая ритмика должна быть связана с другими видами деятельности: слушанием музыки, ритмичными движениями, танцевальными навыками, игрой на музыкальных инструментах.

Также выделяют принцип учета проявлений заболевания. Соблюдение всех принципов позволит достичь максимально эффективных результатов в устранении речевых нарушений у ребенка.

Показания к началу применения

Занятия логоритмикой для ребенка будут полезны не только при наличии нарушений речи, но и для общего развития.

Но имеется категория проблем у малышей, при наличии которых такие занятия особенно показаны, к таковым можно отнести:

  • Любые нарушения речи.
  • Заикания.
  • Задержка развития речевых навыков.
  • Нарушение координации движений.
  • Неразвитая моторика.
  • Речь быстрая, невнятная, прерывистая.
  • Ослабленный организм, частые заболевания.
  • Нарушено произношение отдельных звуков.
  • Возраст интенсивного формирование речевых навыков в период от 2,5 лет до 4.
  • Имеется необходимость отработать плавность произношения.
  • Укрепить мышечный аппарат.

Систематические занятия логоритмикой для детей помогут предупредить усугубление проблемы или устранят ее при наличии патологии.

Полезные рекомендации

Успешность занятий зависит от многих факторов, среди которых не только мастерство педагога, но и некоторые другие нюансы:

  1. От создания благоприятных условий для отработки процессов торможения или возбуждения у малышей с речевыми патологиями.
  2. От правильно подобранной дозировки занятий.
  3. От успешного сочетания ритма, динамики музыки, слов и темпа. Музыкальное сопровождение и словесные инструкции педагога вызывают у детей двигательные реакции тела. Темп и интенсивность музыки или активизируют движения, или тормозят реакцию.
  4. От правильно подобранного ритма для каждого конкретного ребенка в зависимости от возраста.

При подготовке занятий помогут следующие рекомендации, особенно для начинающих психологов и педагогов:

  • Во время урока сам педагог должен все движения показывать, стимулируя ребенка к подражанию.
  • Более эффективными будут занятия во второй половине дня.
  • Ребенок не должен скучать, все движения, музыкальное сопровождение ему должны нравиться.

  • Для повышения результативности рекомендуется не только подбирать движения и музыку, но и использовать игрушки, игровые моменты, костюмы.
  • Занятия с детьми любой возрастной группы необходимо начинать с самых простых упражнений, только когда навык будет отработан на все 100% можно двигаться дальше, усложняя.
  • При наличии единой программы ее все-равно необходимо корректировать под особенности каждого малыша.
  • Педагог должен поощрять ребенка за самые малейшие достижения, недопустимо показывать свое недовольство внешним видом, взглядом или тем более словами.

Со стороны специалистов к логоритмическим занятиям предъявляется ряд требований, при соблюдении которых повышается вероятность успеха:

  • За подготовку и проведение занятий отвечает логопед совместно с музыкальным руководителем.
  • Групповые занятия не должны длиться более получаса.
  • План занятия составляется с опорой на лексические темы.
  • Содержание меняется постепенно с повышением уровня сформированности речевых и моторных навыков.
  • На занятии используются произведения зарубежных и русских писателей в соответствии с возрастом малышей.

Основной комплекс

Большинство упражнений логопедической гимнастики рекомендуется выполнять в положении сидя. Но важно следить, чтобы спина ребенка была прямая, мышцы не зажаты.

Начинать лучше с артикуляционных упражнений для языка и губ. Количество повторений зависит от тяжести отклонений. Если ребенок самостоятельно не может овладеть основными навыками, то логопед должен оказать ему индивидуальную помощь.

Разучивание комплекса осуществляется постепенно, по этапам: в первую очередь осваивается движение, потом текст, а на последней стадии все сочетается вместе. Все проводится в игровой форме, чтобы дети чувствовали себя свободно, раскрепощенно, чувствовали игру в этих занятиях.

Домашние занятия

Некоторые родители думают, что логоритмика для ребенка — это сложные занятия, которые должны проводиться только специалистом. Но ничего сложного в комплексе нет, достаточно побеседовать с логопедом, чтобы он показал основные движения, которые подойдут для домашних занятий.

Логоритмика для детей. Что это такое, упражнения с музыкальным сопровождением для занятий дома, в детском саду
Если ребенок не в настроении, занятия не следует проводить

Перед выполнением важно, чтобы мама обращала внимание на следующие моменты:

  • настроение малыша;
  • состояние здоровья;
  • использование во время таких игр любимых игрушек.

Начинать лучше с самых простых упражнений, по мере их освоения можно включать в занятия более сложные движения.

Упражнение «Ветерок»

Алгоритм выполнения следующий:

  • Руки разводятся в сторону и при этом проговариваются слова: «Что случилось с кленами?»
  • «Закивали кронами деревья» (дети делают кивки головой).
  • «А теперь будто встали на дыбы» (ребенок поднимает руки вверх и становится на носочки).
  • «Орешник сам не свой-шелестит густой листвой» (малыш трет ладони друг об друга и при этом издает звук «ф-ф-ф»).
Логоритмика для детей. Что это такое, упражнения с музыкальным сопровождением для занятий дома, в детском саду
Примеры упражнений для развития речевого дыхания
  • «И еле слышно шепчет ясень» (проговаривается звук «ш-ш-ш») — не согласен, не согласен (при этом ребенок покачивает головой).
  • «Зашумели ветви на осеннем ветре» (малыш раскачивается из стороны в сторону и произносит звук «у-у-у»).

Упражнение «Капельки»

По очереди проговариваются следующие фразы с выполнением движений:

  1. «Дождик, дождик веселей». Руки нужно вытянуть вперед, повернуть ладонями вверх.
  2. «Капай, капай, не жалей». Произносится «кап-кап-кап».
  3. «Брызни в поле пуще — трава станет гуще». Ребенок присаживается на корточки и трогает «травку».
  4. Над головой соединяются руки и проговаривается: «Только нас не замочи».
  5. «Зря в окошко не стучи». Делается грозное движение пальчиком.

Упражнение «Домик»

Суть упражнения следующая:

  • «Посмотрите — это дом». Ребенок руками показывает на домик.

Логоритмика для детей. Что это такое, упражнения с музыкальным сопровождением для занятий дома, в детском саду

  • «С дверью, крышей и окном». Руками нужно показать это.
  • «Есть крылечко и труба». Нужно делать движения ногами, имитируя шаг по ступенькам, а одну руку поднять вверх, изображая трубу.
  • «Цвет у дома голубой. Заходите смело в дом». Одну руку отводят в сторону, приглашая войти.

Эти упражнения не обязательно сопровождать музыкальными произведениями, поэтому они легко могут использоваться для домашних занятий.

Упражнения для детского сада

Занятия в группах дети также очень любят, глядя друг на друга они стараются выполнить все упражнения. Для самых маленьких прекрасно подойдет следующее упражнение.

«Облака и ветер»

Техника выполнения:

  • Дети проговаривают вместе с логопедом: «Ветер дует громко в уши» (при этом складывают губы трубочкой и проговаривают звук «у-у-у»).

Логоритмика для детей. Что это такое, упражнения с музыкальным сопровождением для занятий дома, в детском саду

  • «Облака плывут над сушей» (машут ручками над головой и тянут звук «о-о-о»).
  • «Пошел дождь и все гномики» (пальчиками стучат по своей ладошке).
  • «Быстро спрятались по домикам». Соединяют руки над головой и приседают.

«Одуванчики»

Все вместе с логопедом проговаривают:

  1. «Вышли с леса на полянку». Шагают, размахивая руками.
  2. «Вдруг увидели цветы». Проговаривается звук «о-о-о».
  3. «С шапкой белоснежной». Руками нужно показать шапку.
  4. «Как у старенькой зимы». Тянут звук «у-у-у».
  5. «Одуванчиком зовется, ты спеши в него подуть». Дети сдувают с ладошки кружок из бумаги.
  6. «Быстро с шапкой расстается». Нужно потрясти кистями рук.
  7. «Улыбнуться не забудь». Нужно широко улыбнуться, не сжимая при этом зубы.

Упражнение «Петушок»

Последовательность выполнения следующая:

  • На вдохе произнести слова: «Я веселый петушок». А на выдохе – проговорить «ко-ко-ко».

Дыхательная гимнастика для детей 2, 3, 4, 5, 6, 7 лет в детском саду. Картотека

  • «У меня есть гребешок». Ребенок должен потрясти головой.
  • «Я насупленный индюк» (говорится на вдохе, а на выдохе произнести «па-па-па».
  • «Зернышки ищу тюк-тюк». Нужно наклонять головой, имитирую это действие.
  • «Я лошадка озорная». Нужно делать цокающий звук языком от неба.
  • «Хвост и грива золотая». Нужно потрясти головой.

Выполняя любые упражнения, дети должны быть эмоционально вовлечены, не обязательно точно следовать тексту, нужно позволять детям импровизировать. Если у ребенка не только страдает речевой аппарат, но и выражено заикание, то в комплекс необходимо включать и упражнения на укрепление мышечного тонуса, артикуляцию.

Упражнение «Язычок»

Необходимо выполнять следующие действия:

  1. «Мы поставили замок». Дети улыбаются с сомкнутыми зубами.
  2. «Язычок пройти не смог». Языком нужно упереться в зубы.

Полезно деткам с заиканием проговаривать слова и выполнять действие одновременно, например, «Маша мыла мылом Милу». При этом ребенок проводит соответствующие действия с куклой. Коллективные занятия учат таких малышей общаться со сверстниками, способствуют развитию эмоционально-волевой сферы.

На первых занятиях ролевых игр можно сначала разучить с детьми выполнение различных действий без слов, а уже потом раздать их.

Подбирать текстовую часть необходимо с учетом тех речевых нарушений, которые есть у ребенка. В этом случае коллективное занятие превращается и в индивидуальное. Расписание занятий педагог составляет исходя из тяжести речевых нарушений, особенностей ребенка.

Для достижения эффекта желательно, чтобы занятия были не менее двух раз в неделю. Если у ребенка заикание, то частота доходит до 3-4 раз. Лучше организовывать уроки после обеденного сна.

Закрепление результата

Для исправления и коррекции речевых нарушений у детей важно не только заниматься логоритмикой, но и использовать другие направления в работе:

  • Развивать чувство ритма, используя музыкально-дидактические, речевые и ритмические игры.
  • Учить правильно выполнять дыхательные движения, подбирая упражнения, способствующие формированию, развитию физиологического и речевого дыхания.
  • Развивать мимические мышцы через выполнение упражнений на формирование артикуляционного аппарата.
Логоритмика для детей. Что это такое, упражнения с музыкальным сопровождением для занятий дома, в детском саду
Мелкая моторика оказывает самое непосредственное влияние на развитие речи у ребенка
  • Без развития мелкой моторики достичь хороших результатов также сложно. Обязательно применять пальчиковые игры, упражнения с использованием мелких предметов.

Когда ожидать результата

Независимо от имеющихся проблем, стойкий положительный результат стоит ожидать не менее чем через полгода. Если речевые нарушения серьезные, то только после регулярных занятий в течение года появятся первые изменения в сторону улучшения.

Логоритмика для ребенка — это эффективный способ справиться с речевыми проблемами. Но успешность зависит от согласованной работы логопедов и родителей. Важно найти индивидуальный подход к каждому малышу, учитывать его особенности.

Видео о развитии речи у детей

Логоритмика для детей:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ