1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Несложный математический диктант, в ходе которого дошкольникам и ученикам младших классов предлагается нарисовать узор по клеточкам, следуя указаниям преподавателя, не только позволяет проверить знания детей. С помощью такого рода занятий педагогу удастся положительно повлиять на развитие у учеников усидчивости, внимательности и аккуратности.

Понимая специфику рассматриваемых заданий, составить их сможет даже родитель, не имеющий специального образования. Это позволит прививать ребенку новые навыки не только в стенах дошкольного или школьного учреждения, но и дома.

Как выполнять математический диктант

Математический диктант по клеточкам представляет собой скорее развивающую игру, чем форму проверки знаний маленького человека. Его основная цель – формирование слухового и зрительного восприятия информации у ребенка, а также развитие детской памяти и графических способностей.

Регулярно выполняя задания рассматриваемого типа, ребенок улучшает мелкую моторику, расширяет пространственное мышление и получает необходимые навыки для дальнейшего обучения письму.

Математический диктант по клеточкам для детей 1-2-3-4 класса. Рисунки и описание
Графический диктант — увлекательный математический диктант с рисованием фигур по клеточкам

Выполнять математический диктант следует в соответствие с основными правилами. Изучить их важно не только педагогу, который будет проводить занятие, но и самим ученикам. Следуя ключевым советам, взрослые и дети не только получат пользу от развивающих уроков такого типа, но и насладятся самим процессом, сделав акцент на его творческой составляющей.

Общие рекомендации:

  • Для графического диктанта оптимально использовать бумагу с крупной клеткой, не менее 8 мм. Это облегчит задание для ребенка и сделает итоговый рисунок более выразительным, что позволит маленькому ученику, применив свои творческие навыки, раскрасить детали изображения в желаемые цвета.
  • Не стоит критиковать ребенка, даже если в результате выполненного задания он не получил загаданный изначально рисунок. Вместо того, чтобы ругать и указывать на ошибки в грубой форме, психологи и педагоги рекомендуют разобрать этапы диктанта вместе с учеником, наглядно продемонстрировав ему правильный ход выполнения задания.
  • Перед тем, как начать математический диктант, преподавателю важно определить комфортную для детей скорость воспроизведения информации. Если диктовать слишком быстро, ребенок будет не успевать выполнять задание, что зародит в нем негативное отношение к таким урокам. Если диктовать чересчур медленно, дети вскоре потеряют интерес и начнут отвлекаться, навсегда связав задания рассматриваемого типа со скучным времяпрепровождением.
  • Во время математического диктанта уместно делать паузы каждые 10-20 мин., в зависимости от возраста учеников. Предоставляя детям возможность отдохнуть, размять пальцы рук, расслабить глаза и временно сменить род деятельности.
  • Учитывая специфику графических диктантов, важно следить за осанкой ребенка во время занятия, а также достаточной освещенностью рабочего места. При выполнении заданий такого типа дети обычно максимально сосредоточенно вырисовывают клетки, при этом для удобства склоняясь вплотную к рабочей поверхности. Это может привести к перенапряжению глазных мышцы, а в случае частого и длительного нахождения в таком положении, к искривлению позвоночника.

Плюсы и минусы методики развития для детей

Математический диктант по клеточкам, как и другие методики развития детей, имеет не только ряд существенных преимуществ, но и недостатки. Изучение минусов таких занятий поможет своевременно предотвратить потерю интереса у ребенка к учебе, а также минимизирует негативное влияние графического обучения на его здоровье.

Среди очевидных преимуществ математических диктантов по клеткам отмечают:

  • Тренировка мелкой моторики рук ребенка. Развитая моторика способствует правильному физическому развитию подрастающего человека, расширению словарного запаса, а также более быстрому приобретению навыков бытовой жизни, например, застегивание пуговиц, завязывание шнурков и так далее.
  • Обучение ребенка навыку концентрирования внимания на одном конкретном задании. В силу возрастных особенностей психики детям дошкольного и младшего школьного возраста трудно сосредотачивать внимание на чем-то одном. Это мешает им не только качественно справляться с заданиями при обучении, но и перегружает нервную систему, находящуюся еще только на стадии формирования.
  • Задействование связи фонетического восприятия информации (на слух) с визуальным или графическим. Такое умение развивает мозг, создает новые нейронные связи, положительно влияя на общее развитие и эрудированность маленького человека.
  • Закрепление изученного материала, связанного с обозначением сторон (понятия «право» и «лево»).
  • Тренировка абстрактного мышления и развитие воображения. Чтобы сделать занятие интереснее, детские психологи рекомендуют после получения итогового изображения, предложить ученикам раскрасить его и придумать свою историю, связанную с картинкой.

Математический диктант по клеточкам для детей 1-2-3-4 класса. Рисунки и описаниеК недостаткам рассматриваемой методики обучения относят:

  • Риск перенапряжения глазных мышц. При регулярной перетренированности мускулы зрительных органов истончаются, из-за чего острота зрения резко снижается. Учитывая то, что ребенок не способен своевременно сообщить родителям об ухудшении в состоянии здоровья, проблемы с глазами зачастую диагностируются слишком поздно, когда восстановить зрение уже можно только с помощью медикаментов или хирургического вмешательства.
  • Риск перегрузить нервную систему детей, не умеющих справляться с трудностями. Во время первых 2-3 математических диктантов ученики только будут знакомиться со спецификой заданий, допуская при этом большое количество ошибок. Осознавая, что результат их труда не соответствует ожиданиям, дети могут разозлиться и отказаться выполнять подобные задания в дальнейшем. Такое поведение наиболее характерно для маленьких людей – перфекционистов или тех, кто в конкретный период переживает возрастной кризис.

Способы математического диктанта по клеткам

Математический диктант по клеточкам можно выполнять несколькими способами:

Способ выполнения математического диктанта Краткое описание методики
Графическое копирование (подходит для дошкольников) Каждому ребенку на выбор предлагается несколько изображений, границы которых подразумевают очерчивание конкретного количества клеток. Выбрав понравившуюся картинку, маленький художник может приступать к ее срисовыванию на свою рабочую поверхность. Важно объяснить ученику, что в результате проделанной работы он должен получить точную копию исходного изображения, вне зависимости от того, каким образом он будет ее воссоздавать (например, некоторые дети рисуют границы картинки, не отрывая карандаш от бумаги, другие предпочитают прорисовывать отдельные детали, после чего соединяют их в целостную композицию).
Создание изображения под диктовку (оптимально для младших школьников) Задача учеников, воспринимая указания преподавателя на слух, обводить необходимое количество клеток, перемещая карандаш в озвученное учителем направление. В данном случае не рекомендуется показывать заранее изображение, которое дети должны получить по итогу. Обладая хорошей памятью, младшие школьники смогут частично предугадать указания взрослого во время диктанта, что повлияет на одну из основных целей рассматриваемого задания – научить детей сосредотачиваться на конкретном действии и быстро обрабатывать информацию, полученную посредствам органов слуха.
Симметричная прорисовка рисунка (оптимально для детей всех возрастов) Перед началом диктанта детям показывают половину картинки. Их задача – следуя указаниям учителя, дорисовать симметричную часть изображения, получив таким образом целостный рисунок. Преимущество такой методики в том, что подрастающий человек в данном случае не только учится обрабатывать информацию и незамедлительно преобразовывать ее в действие, но и развивает фантазию (заранее придумывая, как может выглядеть рисунок по итогу), а также знакомится с понятием равенства в математичке и изобразительном искусстве.

Правила рисования по клеткам

Математический диктант по клеточкам будет максимально эффективен в развитии подрастающего поколения только при его проведении в соответствие с основными правилами рисования.

Правила рисования по клеткам:

  • Во время работы рекомендуется использовать мягкий карандаш и ластик. Карандаш указанного типа обеспечит более плавное скольжение руки ребенка по рабочей поверхности, что сократит вероятность допуска ошибок в прорисовке изображения. Ластик необходим для своевременной коррекции рисунка. Его использование целесообразно только если ребенок сам заметит погрешность. В противном случае прерывать работу маленького ученика не рекомендуется, так как это может спровоцировать рассеивание детского внимания и, как следствие, потерю интереса.
  • После прорисовки основных линий и получения контура изображения рекомендуется предложить ребенку обвести линии маркером яркого цвета. Такая смена деятельности даст возможность ребенку немного расслабиться и переключить внимание с четкого следования указаниям преподавателя на творческую составляющую учебного процесса.
  • Оптимально начинать знакомство ребенка с математическими диктантами с рисования геометрических фигур или простых картинок овощей и фруктов. Давая ребенку на начальном этапе простые задания, учитель подкрепляет веру ученика в собственные силы и желание попробовать себя в выполнении более сложных задач.

Математический диктант по клеточкам для детей 1-2-3-4 класса. Рисунки и описание

  • Чтобы избежать многочисленных правок, рекомендуется предложить ребенку, следуя указаниям учителя, для начала просто расставлять точки в необходимых местах рабочей поверхности, не тратя время на прорисовку ровных контуров изображения. Соединять точки между собой целесообразно только после завершения диктовки.
  • При размещении задания на листе бумаги важно объяснить подрастающему человеку, что читать указания по рисованию линий нужно слева направо.
  • Чтобы облегчить рабочий процесс для ребенка, учителю следует самостоятельно поставить на рабочей поверхности исходную точку, предварительно отступив необходимое количество клеток от краев листа бумаги.
  • После того, как дети поймут принцип выполнения графического диктанта, рекомендуется уточнить у них, какое изображение они хотят нарисовать в следующий раз. Учитывая пожелания ребенка при составлении заданий, преподавателю удастся преумножить интерес подрастающего человека к урокам подобного типа.
  • Не рекомендуется уделять математическому диктанту более 20 мин. в день. Для дошкольников и младших школьников это максимальное время, когда они физически способны сосредотачивать внимание на выполнении одного задания. Затянув урок, учитель рискует отбить желание у детей заниматься в дальнейшем и спровоцировать возникновение негативных ассоциаций.

Примеры и схемы диктантов с описанием

Математические диктанты, предполагающие создание изображения по клеточкам, необходимо выбирать для конкретной группы детей, исходя из их возрастных особенностей.

Для учеников 1-2 класса рекомендуется брать простейшие геометрические рисунки, на создание которых будет затрачиваться минимум времени. Для школьников, обучающихся в 3-4 классе, увлекательнее будут задания повышенной сложности, требующие более детальной прорисовки составляющих частей.

Для 1-2 класса

Для учеников, только недавно начавших посещать школу, в качестве математического диктанта подойдут такие задания:

Вариант итогового изображения Схема его создания
Математический диктант по клеточкам для детей 1-2-3-4 класса. Рисунки и описание 1. Отступить 5 клеток (кл.) сверху и 5 клеток от левого края рабочей поверхности.

2. Приступить к прорисовке контура, следуя указаниям: 1 кл. вправо, 1 кл. наверх, 1 кл. вправо, 1 кл. вниз, 1 кл. вправо, 1 кл. вниз, 8 кл. вправо, 1 кл. наверх, 1 кл. вправо, 1 кл. наверх, 1 кл. вправо, 1 кл. вниз, 1 кл. вправо, 1 кл. вниз, 1 кл. вправо, 1 кл. вниз, 12 кл. влево, 1 кл. вниз, 1 кл. влево, 1 кл. вниз, 1 кл. влево, 1 кл. наверх, 1 кл. влево, 3 кл. наверх.

Математический диктант по клеточкам для детей 1-2-3-4 класса. Рисунки и описание 1. Отступить 3 кл. слева и 4 кл. от верхней грани рабочей поверхности.

2. Приступить к прорисовке контура, следуя указаниям: 2 кл. вправо, 1 кл. наверх, 2 кл. вправо, 1 кл. вправо, 6 кл. вниз, 10 кл. вправо, 4 кл. наверх, 1 кл. влево, 12 кл. вниз, 2 кл. влево, 1 кл. наверх, 1 кл. направо, 3 кл. наверх, 2 кл. влево, 4 кл. вниз, 2 кл. влево, 1 кл. наверх, 1 кл. вправо, 3 кл. наверх, 4 кл. влево, 4 кл. вниз, 2 кл. влево, 1 кл. наверх, 1 кл. направо, 3 кл. наверх, 2 кл. налево, 4 кл. вниз, 2 кл. налево, 1 кл. наверх, 1 кл. направо, 9 кл. наверх, 2 кл. влево, 2 кл. наверх.

Математический диктант по клеточкам для детей 1-2-3-4 класса. Рисунки и описание 1. Отступить 10 клеток слева и 2 клетки от верхней грани рабочей поверхности.

2. Приступить к прорисовке контура, следуя указаниям: 1 кл. вправо, 1 кл. вниз, 1 кл. вправо, 1 кл. вниз, 1 кл. вправо, 1 кл. вниз, 1 кл. вправо, 3 кл. вниз, 3 кл. влево, 1 кл. вниз, 5 кл. вправо, 1 кл. вниз, 1 кл. влево, 1 кл. вниз, 1 кл. влево, 1 кл. вниз, 1 кл. влево, 1 кл. вниз, 7 кл. влево, 1 кл. вверх, 1 кл. влево, 1 кл. вверх, 1 кл. влево, 1 кл. вверх, 5 кл. вправо, 7 кл. вверх.

3.  Дорисовать окружающие предметы, например, волны, облака, птиц, при этом соблюдая основной принцип создания изображения – границы деталей рисунка должны в точности повторять контуры клеток.

Для 3-4 класса

Для взрослых детей младшего школьного возраста интересно будет как результат математического диктанта по клеткам получить такие изображения:

Вариант итогового изображения Схема его создания
Математический диктант по клеточкам для детей 1-2-3-4 класса. Рисунки и описание 1. Отступить 5 клеток слева и 5 клеток от верхней грани рабочей поверхности.

2. Приступить к прорисовке контура, следуя указаниям: 1 кл. вправо, 1 кл. наверх, 2 кл. вправо, 1 кл. наверх, 1 кл. вправо, 1 кл. вниз, 2 кл. вправо, 1 кл. вниз, 1 кл. вправо, 2 кл. вниз, 1 кл. влево, 1 кл. вниз, 2 кл. влево, 5 кл. вниз, 1 кл. вправо, 1 кл. вверх, 1 кл. вправо, 1 наверх, 2 кл. вправо, 1 кл. вниз, 1 кл. вправо, 1 кл. вниз, 1 кл. влево, 1 кл. наверх, 2 кл. влево, 1 кл. вниз, 1 кл. влево, 1 кл. вниз, 1 кл. влево, 2 кл. вниз, 1 кл. влево, 2 кл. вверх, 1 кл. влево, 1 кл. наверх, 1 кл. влево, 1 кл. наверх, 2 кл. влево, 1 кл. вниз, 1 кл. влево, 1 кл. наверх, 1 кл. вправо, 1 кл. наверх, 2 кл. вправо, 1 кл. вниз, 1 кл. вправо, 1 кл. вниз, 1 кл. вправо, 5 кл. наверх, 2 кл. влево, 1 кл. наверх, 1 кл. влево, 2 кл. наверх.

Математический диктант по клеточкам для детей 1-2-3-4 класса. Рисунки и описание 1. Отступить 7 клеток слева и 6 клеток от верхней грани рабочей поверхности.

2. Приступить к прорисовке контура, следуя указаниям: 1 кл. вправо, 1 кл. наверх, 3 кл. направо, 1 кл. вниз, 1 кл. направо, 1 кл. вниз, 1 кл. налево, 1 кл. вниз, 1 кл. налево, 1 кл. вниз, 3 кл. направо, 1 кл. вниз, 2 кл. налево, 2 кл. вниз, 1 кл. направо, 2 кл. вниз, 1 кл. направо, 1 кл. вниз, 3 кл. влево, 2 кл. наверх, 1 кл. влево, 2 кл. вниз, 3 кл. влево, 1 кл. наверх, 1 кл. направо, 2 кл. наверх, 1 кл. направо, 2 кл. наверх, 2 кл. налево, 1 кл. наверх, 3 вправо, 1 кл. наверх, 1 кл. влево, 1 кл. наверх, 1 кл. влево, 1 кл. вверх.

3. Дорисовать роботу глаза, рот или другие черты внешности.

Математический диктант по клеточкам для детей 1-2-3-4 класса. Рисунки и описание 1. Отступить 1 клетку слева и 2 клетки от верхней грани рабочей поверхности.

2. Приступить к прорисовке контура, следуя указаниям: 2 кл. вправо, 4 кл. вниз, 1 кл. вправо, 3 кл. вниз, 2 кл. вправо, 1 кл. наверх, 1 кл. вправо, 1 кл. наверх, 1 кл. вправо, 1 кл. наверх, 1 кл. вправо, 1 кл. наверх, 4 кл. вправо, 1 кл. вниз, 1 кл. вправо, 1 кл. вниз, 1 кл. вправо, 3 кл. вниз, 8 кл. вправо, 1 кл. вниз, 3 кл. вправо, 7 кл. вниз, 1 кл. влево, 7 кл. вниз, 3 кл. влево, 6 кл. наверх, 7 кл. влево, 6 кл. вниз, 3 кл. влево, 8 кл. наверх, 3 кл. влево, 1 кл. наверх, 2 кл. влево, 1 кл. наверх, 1 кл. влево, 2 кл. наверх, 2 кл. влево, 1 кл. наверх, 2 кл. влево, 4 кл. наверх, 1 кл. влево, 6 кл. наверх.

3.  Дорисовать глаза, уши, рот или другие характерные черты внешности животного.

Рекомендуется диктант по клеточкам практиковать ежедневно на уроках в классе с математическим уклоном, и 3 раза в неделю в обычных классах.

Такая периодичность занятий увеличит общие показатели успеваемости школьников, разнообразит время пребывания в учебном заведении, а также поспособствует развитию их творческих способностей и скорости обработки воспринимаемой на слух информации.

Видео-урок: математический диктант в начальной школе

Математический диктант для начальной школы он-лайн:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ