Межполушарное взаимодействие. Упражнения для детей, игры, для чего развивать, за что отвечает

Правильная координация межполушарного взаимодействия является необходимым условием для достижения успеха в любом виде деятельности (учебе, работе, творчестве). Помочь наладить работу мозга и развить память могут специальные упражнения для детей.

Что такое межполушарное взаимодействие?

Во все времена можно было встретить ребенка невнимательного, неорганизованного, который не способен сосредоточиться и правильно выполнить поставленные задачи. Такие дети плохо учатся в школе, имеют неразборчивый почерк, делают ошибки по невнимательности, испытывают трудности при решении задач, осуществлении расчетов.

Причины плохой успеваемости специалисты сопоставляют не с отсутствием желания учиться, а со свойствами анатомического строения мозга и его функционирования. Не зрелость тканей мозга приводит к отсутствию полноценного обмена информацией между полушариями органа. Каждая доля изучает и постигает окружающую среду по-разному.

Благодаря разделению функций, особенностям строения головного мозга обеспечивается взаимная координация деятельности организма в целом.

Когда межполушарное функционирование отсутствует или работает не слаженно, то появляются трудности в учебе связанные с дисграфией (нарушение процессов письма), дислексией (дефекты разговорной речи), аккалькулией (расстройство навыков счета). Нормальное взаимодействие между частями головного мозга считается основой интеллектуального развития ребенка или взрослого человека.

Межполушарное взаимодействие. Упражнения для детей, игры, для чего развивать, за что отвечает

Укрепление и развитие межполушарных связей является важной составляющей нейропсихологической коррекции детей, имеющих нарушения в развитии. Именно благодаря согласованной работе полушарий человек относится к существам разумным, он способен выполнять функции, отличающие его от других живых организмов: речевую, культурную, производственную, прямо хождение.

От правильности взаимодействия и координации всех частей мозга зависят все ступени успешного развития человека (физического, психического, эмоционального). Каждая доля отвечает за определенные функции восприятия мира, лишь их ассиметричная деятельность позволяет получить полное понятие об окружающей среде.

За что отвечает правое полушарие?

Правая доля контролирует четкий словесный склад ума. В области специализации органа входят:

  • Разбор сенсомоторных данных, то есть расшифровка информации, извлеченной не из слов, а из предметов и образов.
  • Фантазия, благодаря которой человек может выдумывать, изобретать и грезить.
  • Музыкальные способности или художественное творчество.
  • Способность понимания переносного смысла фраз и юмора.
  • Умение ориентироваться в пространстве, складывать пазлы и головоломки.
  • Возможность одновременного параллельного обрабатывания разноплановой информации, то есть охват задания в целом без использования анализа.
  • Решение различных задач, сопряженных с синтезом и умозаключениями. Роль части органа заключается в фиксации цельного объекта взамен его ступенчатого поэтапного рассмотрения.
  • Регулирование двигательной функции левой стороны тела.

Согласно историческим фактам, сложилось так, что ученые уделяли мало внимания правой доле. Врачи даже считали, что ее удаление не нанесет вреда организму.

На сегодняшний день ученые убедились, что полноценная деятельность правой доли служит необходимым условием для формирования и развития творческих способностей. Специалисты сформировали понятие о значимости деятельности органа, благодаря которому человек может сделать выводы из ситуации, выразить любую гипотезу или идею (даже если она бредовая или нестандартная).

Межполушарное взаимодействие. Упражнения для детей, игры, для чего развивать, за что отвечает

Очень часто такие мысли оказываются правильными. Получается, что полушарие отвечает за бессознательное мышление, которое проходит скрытно и предоставляет лишь вывод своей работы.

Межполушарное взаимодействие (упражнения для детей улучшают работу мозга) влияет на функционирование организма в целом. Дети, у которых доминирует правая доля над левой половиной, не регулируют безукоризненность своего разговора, у них наблюдается большое количество выдуманных ими слов, понятий.

За что отвечает левое полушарие?

В полушарии концентрируются механизмы абстрактного мышления. Характерными отличительными особенностями левосторонней деятельности являются:

  • Анализ вербальных данных (словесных способностей). Это значит, что доля осуществляет контроль над речью, возможностями чтения и письма, за запоминанием информации и воспроизведением ее в любом виде.
  • Понимание прямого смысла фраз (буквальной информации).
  • Несение ответственности за логический и аналитический склад ума, так как доля усваивает лучше цифры, факты, математические знаки.
  • Последовательная обработка данных (по этапам).
  • Регулирование двигательной функции правой стороны тела.

Левую долю человечество ценит в большей мере, так как люди, у которых она доминирует, добиваются значительных успехов в жизни. Если у ребенка левое полушарие развито лучше, то ему легко дается математика, он отличается старательностью, прилежность, и соответственно хорошими оценками.

Для чего нужна синергичная работа мозга?

Главный орган центральной нервной системы работает по принципу межполушарного взаимодействия с помощью синоптических связей (электрических движений в синапсах, вызванных распространением нервных сигналов). Возбуждение клеток формируется с помощью нейронов, которые контролируют функционирование всего организма.

Межполушарное взаимодействие. Упражнения для детей, игры, для чего развивать, за что отвечает
Упражнения для развития межполушарного взаимодействия помогают ребёнку избежать проблем с психическим восприятием

В области деятельности мозга входят аспекты:

  • анализ осязательной информации, которая поступает от всех органов чувств;
  • анализ и планирование оптимального распределения ресурсов для достижения поставленных задач;
  • принятие решений;
  • запуск процессов согласования мышц тела, направленных на успешное выполнение двигательных и умственных задач;
  • управление движениями тела;
  • получение эмоций (как положительных, так и отрицательных);
  • фиксация внимания (избирательная направленность восприятия на любой объект с целью получения данных);
  • управление памятью (функция накопления, сохранения и воспроизведения полученных знаний и навыков);
  • контролирование психофизиологических процессов (мышление – осознание закономерностей окружающей среды);
  • понимание и выработка речи.

Межполушарное взаимодействие (упражнения для детей основаны на соединении гимнастических с логопедическими занятиями) нужно для нормального обеспечения всех выше перечисленных функций мозга. Такое функционирование носит название синергия (усиление эффекта путем взаимодействия двух долей).

Почему у ребенка не формируется синергия?

Причины нарушения синергии находятся в период развития мозга. Эмбриональное строение органа относится к одному из ключевых понятий, объясняющих его деятельность. Клетки мозга формируются из ростральной части нервной трубки, образующейся в процессе нейруляции.

Зарождение и развитие мозга проходит два основных этапа:

  1. Стадия трех мозговых пузырей, которая наступает с начала 4 недели внутриутробного развития плода. В этот период происходит формирование трех частей органа (передний, средний и ромбовидный мозг).
  2. Этап пяти мозговых пузырей наступает в начале 9 недели развития плода. Стадия характеризуется окончательным разделением на конечный, промежуточный, средний, задний, продолговатый мозг.

Далее орган развивается до 28 недель беременности. Если в этот период произошло внутриутробное инфицирование плода, у матери появились проблемы со здоровьем, то велика вероятность развития мозговой энцефалопатии.

Межполушарное взаимодействие. Упражнения для детей, игры, для чего развивать, за что отвечает

Следующий опасный для здоровья мозга период – это роды. Такие патологии как родовые травмы, асфиксия, затяжная или скоротечная родовая деятельность способны нанести вред незрелому органу.

Для полноценной работы обоих полушарий необходима также функциональная связь, которая образуется в период младенчества. Когда ребенок учится ползать, то таким образом он познает мир, развивает свою интеллектуальную деятельность благодаря наличию постоянных скрещивающихся движений рук и ног.

В случаях, когда период ползания является непродолжительным, то в недостаточной мере развивается координация движений, которая влечет за собой дисбаланс мозговых полушарий, а также нарушение нервных функций и тела в целом.

На формирование асимметрии мозговой деятельности влияют следующие факторы, сведенные в таблицу.

Биологические факторыПоказатели среды развития ребенка
Наследственность или генетика.Материальное благополучие
Наличие органических поражений мозга в период вынашивания плодаРацион питания
Проблемы в родахСоответствие методов, приемов и содержания образования когнитивному стилю, то есть возможностям правого и левого полушарий
Развитие в первые годы жизни ребенкаЭмоциональный фактор
Наличие соматических заболеваний их продолжительность и частотаВоспитание, поддержка рационального режима дня

Признаки и последствия негармоничного развития

Межполушарное взаимодействие (упражнения для детей можно проводить в домашних условиях) основывается на существовании взаимосвязей между мерой правильного функционирования мозга и интеллектуальными возможностями. Когда в мозге возникают нарушения психофизиологических процессов, то вместе с ними происходит затягивание и расстройство выделения асимметрии, торможение полушарий.

Межполушарное взаимодействие. Упражнения для детей, игры, для чего развивать, за что отвечает

Эти факторы, в свою очередь, приводят к отставанию в психическом развитии. На протяжении 10-12 лет, начиная от рождения человека, происходит постепенное выделение одной из долей в качестве ключевой.

Последствиями отставания в психическом развитии считаются:

  • инфантильность эмоционально-волевых характеристик;
  • недостаточность становления познавательной сферы.

В младшем школьном возрасте у данной категории детей также наблюдаются признаки:

  • повышенная умственная утомляемость;
  • незначительная работоспособность;
  • легкая отвлеченность от поставленных задач;
  • невозможность сконцентрировать внимание;
  • низкий уровень анализа, синтеза и обобщения.

Правое полушарие формируется до 5 лет, в то время, когда левая доля может развиваться до 8-12 лет. Правильность взаимодействия полушарий зависит от наличия устойчивых и прочных нейронных связей между ними.

Для того чтобы связи развивались, необходимо давать одинаковые нагрузки на левую и правую части органа, пробовать рисовать, лепить, играть на музыкальных инструментах обеими руками.

При перенасыщении левостороннего развития или нарушении правого полушария наблюдаются следующие симптомы:

  • ребенок мало улыбается;
  • проявляется часто эмоциональное возбуждение;
  • наблюдается низкая подвижность;
  • существует интерес только к пассивным играм, в которых присутствует стратегия;
  • часто появляется серьезное выражение лица;
  • проявляются нервы, когда необходимо создавать что-то новое;
  • наблюдается отсутствие фантазии;
  • действия взвешены и четко последовательны;
  • отсутствует спонтанность.

На перенасыщение правосторонней доли в развитии или недостаточность левого полушария указывают следующие признаки:

  • наличие постоянных фантазий и мечтаний у ребенка, но отсутствие воплощения их в жизнь;
  • быстрое выполнение заданий;
  • некачественный труд;
  • отсутствие последовательности в действиях;
  • спонтанность;
  • сильная зависимость от настроения;
  • невозможность спрогнозировать элементарные последствия своей деятельности.

В каких случаях нужно обратиться к нейропсихологу?

Нейропсихология представляет собой науку, которая находится на границе психологии (изучение психофизиологических процессов) и знаний о болезнях. Она определяет строение и функционирование нервной системы, и ее влияние на поведенческие факторы. Нейропсихологи развивают или восстанавливают области мозга, которые регулируют психофизиологические процессы.

Межполушарное взаимодействие. Упражнения для детей, игры, для чего развивать, за что отвечает

Межполушарное взаимодействие (упражнения для детей следует проводить ежедневно) корректируют специалисты, к которым обращаются, если возраст ребенка старше 3 лет.

Поводом для консультации могут стать следующие признаки:

  • ребенок не обращает внимания на взрослых, не слышит их;
  • отсутствие самоконтроля;
  • сильная импульсивность;
  • гиперактивность или наоборот медлительность;
  • ребенок не различает правую, левую сторону;
  • школьник старше 6 лет пишет зеркальные буквы, числа;
  • ребенок больше года занимается с логопедом при отсутствии результатов;
  • не успеваемость в школе;
  • невнимательность;
  • ребенок легко отвлекается при выполнении задач, не может сконцентрироваться;
  • трудности при получении навыков письма, чтения, счета;
  • задержка психологического развития;
  • ребенок не может самостоятельно делать домашнюю работу.

Упражнения для детей на развитие межполушарного взаимодействия

В нейропсихологии курс терапии называется нейрокоррекцией. Она включает в себя 2 программы: моторную и когнитивную часть.

Межполушарное взаимодействие. Упражнения для детей, игры, для чего развивать, за что отвечает

С помощью занятий можно добиться:

  • появления усидчивости и внимательности;
  • минимизации количества ошибок при чтении и письме;
  • улучшения интеллектуальных возможностей и моторных навыков.

Игры

Занятия можно проводить в увлекательной форме.

Игра «Клад» основывается на алгоритме действий:

  1. В комнате необходимо спрятать игрушку или любой предмет.
  2. Ребенку нужно дать задание найти предмет, ориентируясь на команды взрослого, которые заключаются в координации движений (сделать 2 шага вперед, 3 – на право).

Следующая игра основывается на необходимости сбора одной рукой 10-15 карандашей, положенных на стол, доставая их по одному. Затем также по одному карандаши выкладываются назад. После проделывания упражнения рука меняется.

Межполушарное взаимодействие. Упражнения для детей, игры, для чего развивать, за что отвечает

Следующая игра основывается на фантазии: ребенок должен представить себя снеговиком, которого только что слепили. Как только снеговика слепили, он устойчив. Однако приходит весна, он потихоньку начинает таять. Первыми опускаются голова и шея, далее руки, туловище расслабляется. Под конец игры ребенок должен изобразить лужицу воды на полу.

Задания

Задания основываются на проведении пальчиковой гимнастики для разработки мелкой моторики. Суть упражнения «Колечко» заключается в поочередном перебирании пальцев рук, которые образуют замкнутый круг. Для этого нужно последовательно соединять большой палец с каждым из остальных.

Дойдя до мизинца, процедура повторяется, но в противоположном порядке. Задание следует выполнить сначала одной рукой, которая меняется, а затем обеими одновременно.

Межполушарное взаимодействие. Упражнения для детей, игры, для чего развивать, за что отвечает

Зеркальное рисование заключается в следующем:

  1. Необходимо взять лист бумаги и положить перед ребенком.
  2. В две руки ребенку нужно дать по карандашу.
  3. Далее следует начать синхронно рисовать двумя руками в зеркальной проекции буквы, знаки, символы.

Можно дать возможность ребенку, который закрыл глаза, на ощупь опознать небольшой предмет, положенный ему в руки. В то же время другой рукой следует его нарисовать на бумаге или изобразить в воздухе. Предметы для угадывания предварительно ребенок может слепить из пластилина.

Глазодвигательные упражнения

Глазодвигательные занятия помогают координировать работу мозга с органами зрения.

С помощью глаз необходимо отследить контур воображаемой фигуры (это может быть форма, цифра, буква). Для этого в воображении нужно нарисовать объект при помощи совместных перемещений глаз и языка. То есть следует вытянуть язык и скоординировать его движения с глазами, вводимыми с бока в бок. Перемещениями по кругу можно выписывать «восьмерки».

Межполушарное взаимодействие. Упражнения для детей, игры, для чего развивать, за что отвечает

Упражнение для детей «Взгляни вверх и прямо» помогает нормализовать межполушарное взаимодействие и развить внимательность. Для его реализации необходимо правой рукой закрепить голову в области шеи. В левую руку нужно положить ручку и поднять ее над собой так, чтобы, при закрывании левого глаза, правый ее не видел.

После этого начинается выполнение упражнения: нужно зафиксировать взгляд на ручке на протяжении 7 сек. и перевести его в прямом направлении, задержать еще на 7 сек. Так следует сделать трижды. Затем ручку нужно переложить в правую руку и все повторить.

«Внимательный взгляд» подразумевает развешивание по двум противоположным стенам помещения иллюстраций, предметов. Затем ребенок, стоя, должен отыскивать взглядом (без поворота головы), названный взрослым предмет, изображение.

Кинезиогимнастика

Кинезиологические упражнения характеризуются простотой выполнения. Их необходимо проделывать ежедневно, продолжительность занятий составляет от 5 до 20 мин. Упражнение «Восьмерки и узоры» помогает развить творческий потенциал, заглянуть вглубь самого себя или открыть уникальные способности.

Алгоритм выполнения следующий:

  1. Ребенок в положении «сидя» должен нарисовать пальцем в воздухе знак бесконечности, отслеживая его взглядом.
  2. Сначала упражнение нужно осуществлять по отдельности каждой рукой.
  3. Далее тренинг усложняется благодаря вовлечению двух рук одновременно.
  4. Знак бесконечности можно заменить кругами, спиралями или любыми другими узорами.

Следующее упражнение носит название «Перекрестные шаги», движения являются основой танцевальной хореографии и маршировки. Благодаря упражнению можно связать оба полушария, оживить речевой центр.

Выполнение производится следующим образом:

  1. Ребенок должен подтянуть правое колено к левому локтю в положении «стоя».
  2. Потом следует правой рукой коснуться лодыжки левой ноги.
  3. Далее необходимо поменять все местами. Тренинг повторяется 5-6 раз.

В результате реализации упражнений для улучшения межполушарного взаимодействия, дети становятся более спокойными и уверенными в себе. У них нормализуется качество речи (из бессвязной она превращается в осознанный разговор), также ребенку становится по силам решение задач, которые требуют определенных знаний, классификации, обобщения и систематизации материала.

Видео о том, какие можно делать упражнения для развития межполушарного взаимодействия

Наглядные упражнения для развития межполушарного взаимодействия:

Оцените статью
Беременность, роды, новорожденный ребенок, лечение, развитие, воспитание, здоровье мамы после родов
Добавить комментарий