1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Проголосуй первым!)
Загрузка...

Интересные опыты для детей, проводимые в домашних условиях, служат для родителей не только способом всесторонне развить своего ребенка, но и сблизиться с ним во время дальнейших обсуждений произошедшего.

Чтобы подрастающий человек не потерял интерес во время творческо-научного процесса, подбирать опыты взрослым следует с учетом возраста, а также особенностей характера и предпочтений юного помощника.

Опыты для детей в домашних условиях и в детском саду

Опыты для детей в домашних условиях вызовут интерес уже по достижению ребенком возраста 2-3 лет. Именно в этот период он особо активно начинает познавать мир и интересоваться физическими характеристиками окружающих его предметов.

При занятиях с малышами взрослым, вне зависимости от того, где проводится опыт (дома или в детском саду) необходимо строго соблюдать технику безопасности и следить, чтобы юные ассистенты также четко следовали указаниям.

Интересные опыты для детей в детском саду, домашних условиях

Название опытаКраткое описание техники проведения для проведения дома или детском саду
Лимонный вулкан1. Взять 1 крупный лимон и срезать 1 из его концов, чтобы можно было фрукт поставить на ровную поверхность стола.

2. Вставив нож внутрь лимона, вырезать сердцевину примерно до половины всей длины фрукта.

3. Второй лимон, равный первому по величине, разрезать поперек и выдавить из него в отдельный стакан как можно больше сока (можно использовать соковыжималку или делать все вручную). Этот сок понадобится для продления итоговой реакции взаимодействия всех ингредиентов.

4. Слегка выжать сок из первого лимона, подавив мякоть, находящуюся внутри чайной ложкой.

5. В выжатый сок добавить 3 капли пищевого красителя (в качестве альтернативного варианта можно использовать акварельные краски).

6. Внутрь первого фрукта влить 1 ч. л. средства для мытья посуды.

7. Всыпать в подготовленную смесь 1 ч. л. пищевой соды и размешать зубочисткой или чайной ложкой.

8. Лимонный вулкан начнется пениться и «извергаться». Чтобы продлить реакцию на максимальный срок, рекомендуется по мере ее угасания вливать в первый лимон сок из второго фрукта, средство для мытья посуды и добавлять соду небольшими щепотками.

Электрические угри из жевательных червяков1. Промыть ножницы в горячей воде, предварительно обильно намылив их заточенные стороны.

2. Взять 5 жевательных червяков и разрезать их вдоль на максимальное количество частей (резать поперек не рекомендуется, так как в такой форме червяки могут не дать ожидаемую реакцию при взаимодействии с другими ингредиентами проводимого опыта).

3. 200 мл воды комнатной температуры влить в чистую ёмкость.

4. Добавить в воду 4 ч. л. пищевой соды, после чего тщательно перемешать составляющие.

5. В ёмкость с содовым раствором положить полученные куски жевательных червяков, проследив, чтобы они полностью находились под водой (желательно утрамбовать жевательных червей, максимально прижав их ко дну посуды).

6. Оставить состав настаиваться в течение 20 мин.

7. По истечению указанного времени аккуратно выложить червяков на неглубокое блюдо.

8. В отдельный стакан влить 1 ст. л. уксуса, после чего поочередно погружать в него пропитанных червей.

9. Чтобы повторить опыт, необходимо промыть разрезанные части червей проточной водой, после чего снова поместить их в содовый раствор и дать настояться не менее 10 мин.

Дождевое облако в банкеОпыт основан на физических свойствах мусса для бритья при его взаимодействии с водным раствором. По мере увеличения количества воды, попадаемой в пену, капли жидкости начинают выталкиваться по одной основным составом. Этот процесс схож с дождем, когда маленькие капли воды падают из большой тучи. Чтобы вырастить дождевое облако из подручных средств, ребенку следует предложить:

1. Наполнить 1,5 л банку водой комнатной температуры.

2. На верхнюю поверхность жидкости выдавить небольшое количество пены для бритья (или мусса).

3. Взяв в руку пищевой краситель с дозатором (рекомендуется для данного опыта использовать синий цвет и его оттенки), максимально медленно выдавливать краску в домашнее облако в банке.

4. По мере наполнения пены красителем, цветные капли начнут поочередно выпадать в осадок на дно банки, оставляя за собой красивый шлейф более нежного оттенка.

Интерес ребенка к опыту можно сохранить на максимально продолжительный срок, предложив ему самостоятельно описывать происходящее, параллельно развивая речь и фантазию.

Салют в банке1. Взять стеклянную ёмкость, объемом не менее 500 мл и наполнить ее водой примерно на ¾.

2. В неглубокое блюдо выдавить около 10 капель разноцветных пищевых красителей, расположив их примерно на равном расстоянии друг от друга.

3. Добавить в тарелку 3 ст. л. растительного масла, после чего тщательно перемешать ингредиенты с помощью вилки.

4. Аккуратно, контролируя скорость перемещения составляющих по блюду, влить цветную смесь в ёмкость с водой.

5. При соприкосновении с водой масляные капли начинают медленно опускаться на дно, при этом периодически смешиваясь друг с другом.

6. Визуально такая реакция выглядит как небольшой фейерверк, так как множество разноцветных тонких полос сливаются к нижней части ёмкости в одну точку так, как будто бы она является местом запуска салютов.

При работе с опытом важно строго соблюдать пропорции ингредиентов. В противном случае плотность воды пропустит масло, и вылитая цветная консистенция незамедлительно утрамбуется на дне, опустившись туда единым пластом.

Медуза в банке1. Расположить полиэтиленовый пакет стандартного размера на твердой поверхности и разгладить его, максимально выровняв складки и заломы.

2. С помощью ножниц или ножа отрезать ручки пакета и его дно.

3. Сделать надрезы вдоль боковых сторон пакета, разделив его тем самым на 2 куска полиэтилена.

4. Взять один из полученных листов, разложить на столе и визуально определить его середину.

5. Неплотно зафиксировать найденный центр с помощью резинки, образовав таким образом небольшой шарик («голова медузы»).

6. Влить в шарик холодную проточную воду (важно оставить небольшое пространство, чтобы попавший туда воздух позволил медузе в дальнейшем плавать).

7. С помощью ножниц сделать до 10-12 разрезов в нижней части собранного листа полиэтилена, создав таким образом «щупальцы» медузы.

8. Налить холодную воду в 1,5 л пластиковую бутылку.

9. Поместить в ёмкость с жидкостью получившуюся медузу.

10. Добавить 5 капель синего или голубого пищевого красителя (окрасится вода в бутылке, создав таким образом контрастность цветов медузы и окружающей ее среды).

11. Плотно закрыть бутыль крышкой.

Мыльный куб1. В ёмкость с широким верхом влить 100 мл средства для мытья посуды.

2. Добавить в химический состав 200 мл проточной воды комнатной температуры.

3. Смешать ингредиенты и влить 2 ст. л. глицерина (продаётся в аптеках).

4. Осторожно перемешать с помощью вилки или ложки, не создавая большого количества пены.

5. Из деревянных шпажек вырезать 12 одинаковых палок небольшого размера (в качестве альтернативы можно использовать коктейльные трубочки).

6. Из обычного пластилина скатать 12 небольших шариков (потребуются для крепления палок при создании куба).

7. При помощи вырезанных палок и пластилина сделать 2 равных квадрата и наложить их друг на друга, расположив между ними остальные палки.

8. Получившийся куб поместить в ёмкость с мыльным составом и оставить его там на 3-5 сек., после чего аккуратно извлечь, не касаясь внутренней части.

В результате проделанных манипуляций внутренняя часть куба заполнится мыльным раствором, который подстроится под форму геометрической фигуры.

Эксперименты с содой

Опыты для детей в домашних условиях рекомендуется проводить с использованием максимально безопасных ингредиентов. Наиболее часто используемым из них является пищевая сода. Она, при вступлении в реакции с другими компонентами состава, приобретает различные формы и видоизменяет консистенцию других составляющих.

Интересные опыты для детей в детском саду, домашних условиях
Опыты для детей можно проводить с использованием соды
Опыт для проведения дома или в детском садуПошаговая инструкция его проведения
Шипящий вулкан1. Взять несколько стеклянных стаканов и выстроить их вряд на подносе (необходимо максимально обезопасить покрытие опорной поверхности, так как при соприкосновении с активными компонентами оно может испортиться). В качестве альтернативы хорошему стакану можно использовать ненужные банки от детского питания.

2. Влить в каждую из подготовленных ёмкостей уксус так, чтобы заполнить их наполовину.

3. В уксус добавить 5 капель пищевых красителей (при их отсутствии можно использовать акварельные краски или гуашь).

4. В каждый из стаканов добавить по 1 ч. л. пищевой соды и перемешать все ингредиенты, добившись таким образом реакции при их взаимодействии (вулкан должен начать шипеть, пениться и «извергаться» за пределы стеклянной ёмкости).

5. После угасания реакции можно предложить ребенку вылить остатки цветных жидкостей на поднос и проследить за тем, какой новый оттенок они образуют при соприкосновении друг с другом в спокойном состоянии.

Опыты для детей в домашних условиях и в детском саду с использованием соды, лимонной кислоты и уксуса, во избежание получения ожогов, рекомендуется проводить в перчатках, контролируя, чтобы ни один из ингредиентов не попал на слизистые или кожный покров ребенка.

Кинетический песок1. В глубокую стеклянную ёмкость влить 100 мл средства для мытья посуды.

2. Добавить в мыльный состав 5 капель пищевого красителя или 1 ч. л. при использовании красителя сыпучей консистенции.

3. В отдельную ёмкость высыпать 100 г пищевой соды и щепотку разрыхлителя для теста.

4. Тщательно перемешать сыпучие составляющие.

5. Постепенно вливать моющее средство небольшими порциями, непрерывно перемешивая состав руками, избегая образования комков.

6. Если густота получившегося песка не позволяет его использовать по назначению, рекомендуется увеличить концентрацию разрыхлителя, а при перемешивании прибегнуть к использованию деревянной лопатки.

7. Полученный в результате опыта кинетический песок необходимо хранить в пластмассовом контейнере с плотно закрытой крышкой. В противном случае пластилин при соприкосновении с кислородом высохнет в течение 4-5 ч.

При смешении кинетического песка, приготовленного в рамках разных опытов, необходимо следить за схожестью их консистенции. В случае наличия ощутимой разницы в составе, они не будет клеиться друг к другу, что может спровоцировать сложности для ребенка при работе материалом в рамках творческого процесса.

Выращивание кристаллов1. В 2 стеклянных стакана влить по 100 мл горячей воды.

2. Добавить в жидкость 6-7 ч. л. пищевой соды и тщательно перемешать.

3. Проверить состав на наличие выпавшего на дне осадка. При его отсутствии увеличить количество всыпаемой соды до момента его образования.

4. Между стеклянными ёмкостями поставить небольшое блюдце.

5. Взять шерстяную нить, длиною 15-20 см, завязать на ее концах узлы и прикрепить скрепки.

6. Скрепки опустить в стаканы так, чтобы середина нити при этом оказалась над блюдцем в провисающем состоянии (касаться тарелки нитка не должна).

7. Оставить стаканы и блюдце в таком состоянии на несколько суток.

Чудо опыта в данном случае заключается в способности шерстяных нитей впитывать в себя содовый состав. Со временем жидкость испаряется, а основной компонент – нахколит – остается на поверхности ворса. Для поддержания процесса роста кристаллов, рекомендуется периодически обновлять содовый раствор. В противном случае спустя уже 7-8 дней рост кристаллов прекратится, а уже имеющиеся кристаллы станут постепенно разрушаться.

Бомбочка из соды1. В глубокую миску всыпать 10 ст. л. пищевой соды.

2. В подготовленный состав добавить 5-7 капель пищевого красителя или акварельной краски.

3. Постепенно небольшими порциями вливать в сухую смесь воду комнатной температуры, добиваясь густой вязкой консистенции.

4. Смочив руки в холодной воде, слепить из получившейся массы небольшой шар и оставить его в темном сухом месте на 1-2 дня.

5. Спустя указанное время вылить 5 ст. л. лимонной кислоты в глубокую миску и разбавить ее 100 мл воды комнатной температуры (по желанию в жидкость можно также добавить блестки, стразы или любые другие предметы, способные сделать реакцию еще более увлекательной).

6. Поместить содовую бомбочку в раствор лимонной кислоты. Для удобства использования можно предложить ребенку разломать большой шар на несколько кусков или изначально сформировать не 1, а 3-5 шаров.

При работе с раствором лимонной кислоты важно следить за получающейся концентрацией. Она должна быть максимально слабой, чтобы не «загасить» ожидаемую реакцию.

Ракета1. Совместно с юным исследователем определиться с формой будущей ракеты. Для этого необходимо найти крышку, способную плотно встать в горловину используемой бутылки. Чтобы еще больше заинтересовать ребенка, пробку можно раскрасить и придать ей рельеф, что сделает ее еще более похожей на настоящую ракету.

2. Влить в используемую ёмкость столовый уксус, так, чтобы 2/3 бутылки были свободны.

3. Взять небольшой кусок бумаги (в идеале использовать газету, салфетку или туалетную бумагу) и завернуть в него 2 ст. л. пищевой соды.

4. Полученный заряд поместить в бутылку с уксусом и плотно закрыть горлышко тары предварительно подготовленной пробкой.

5. Направить бутылку «ракетой» вверх, попросив малыша отойти на безопасное расстояние.

6. Динамичными движениями встряхнуть бутылку, дав пробке вылететь под давлением в указанном направлении.

Учитывая высокую травмоопасность опыта, проводить его рекомендуется совместно с детьми, достигшими 6-7 летнего возраста.

Дымовая шашка1. 40 г сахарного песка выложить в глубокую тарелку.

2. Добавить 60 г калиевой селитры и тщательно перемешать сухие ингредиенты.

3. Поставить используемую тару на маленький огонь, постепенно нагнетая температуру используемых компонентов.

4. Непрерывно размешивать состав, контролируя, чтобы он не подгорел, и довести до достижения им золотистого оттенка.

5. Всыпать в нагретую смесь 2 ч. л. пищевой соды, после чего добавить 5 капель пищевого красителя.

6. Продолжать непрерывно помешивать состав, добиваясь вступления компонентов в реакцию (смесь должна начать источать дым).

7. Снять ёмкость с огня и дать остыть до комнатной температуры естественным образом.

8. Всыпать небольшое количество смеси с подготовленную заранее трубочку, сделанную из туалетной бумаги или бумажного полотенца.

9. В один из концов вставить фитиль.

Крайне важно не оставлять ребенка без присмотра в процессе использования им дымовой шашки, сделанной собственноручно. В противном случае родители рискуют не только испортить окружающие малыша предметы гардероба, но и нанести непоправимый вред здоровью самого ребенка.

Тушение огняРассматриваемый опыт основан на способности соды при соприкосновении с уксусом выделять углекислый газ, который по своей удельной массе тяжелее воздуха. Он препятствует горению и с легкостью тушит небольшие очаги возгорания.

1. Всыпать в стеклянный стакан 5 ст. л. пищевой соды.

2. Добавить в сухой компонент 20 мл столового уксуса. Тщательно перемешать и дождаться окончания реакции.

3. Аккуратно пересыпать остатки реакции (в том числе углекислый газ) в другую посуду. Таким образом из используемой тары вытесняется воздух.

4. Приблизить стакан с углекислым газом к свече или другому небольшому очагу возгорания. Огонь резко потухнет из-за отсутствия кислорода, необходимого для горения.

Такой опыт можно использовать в качестве фокуса, предложив детям постарше самостоятельно разгадать его секрет. Чтобы облегчить задачу, можно дать несколько подсказок и предоставить возможность юным исследователям использовать для разгадки те же приспособления, что и были задействованы взрослым ранее.

Надувание шарика1. Всыпать 5 ч. л. пищевой соды внутрь воздушного шара стандартного диаметра (не более 18 дюймов). Для этого можно использовать специальную воронку или обычную ложку, раздвигая хвостик шара пальцами самостоятельно.

2. В пластиковую бутылку объемом 0,5 л влить 20 мл столового уксуса.

3. Хвостик шара натянуть на горло бутылки так, чтобы сода, находящаяся внутри него, не падала внутрь ёмкости, а оставалась на первоначальном месте.

4. Резко отпустить шар, дав ему самостоятельно увеличиться в размере за счет реакции, происходящей при соприкосновении паров двух составляющих проводимого опыта.

Надутый за счет углекислого газа воздушный шар не сможет взлететь, как если бы он был надут гелием. Несмотря на это, он также может лопнуть при существенном отклонении от рекомендуемых пропорций при проведении опыта.

Опыты для детей из подручных средств

Опыты для детей в домашних условиях будут наиболее увлекательными, если их проводить с использованием подручных средств.

Интересные опыты для детей в детском саду, домашних условиях

Наиболее простыми из них являются:

Опыт с использованием подручных средствОписание алгоритма его проведения
Радужное молочко1. В глубокую миску влить 100 мл коровьего молока комнатной температуры.

2. Капнуть в блюдо 5-7 капель пищевого красителя разных оттенков.

3. Взять ватную палочку и обмакнуть ее в небольшое количество гелеобразного средства для мытья посуды.

4. Предложить ребенку палочкой поводить по поверхности молока, наблюдая, как красители смешиваются между собой, образуя необычные цвета и фигуры.

Лава-лампа1. Налить воду комнатной температуры в стеклянную лампу так, чтобы она заполнила 1/3 общего объема тары.

2. Добавить в воду 7 капель пищевого красителя и тщательно перемешать 2 ингредиента до полного растворения пигмента.

3. Влить в используемую ёмкость 200 мл растительного масла. На данном этапе рекомендуется обратить внимание юного исследователя на то, что масло не опустилось на дно, а осталось на поверхности, сохранив при этом четкую границу двух консистенций.

4. Всыпать в банку 1 ч. л. пищевой соли.

Опыты для самых маленьких

Опыты для детей в домашних условиях можно проводить вне зависимости от возраста юного помощника. Для самых маленьких следует выбирать исследования, не требующие большого количества времени и ингредиентов.

Для малышей в возрасте 2-4 лет лучше всего подойдут опыты под названием:

  • «Яйцо-поплавок».
  • «Вилка держит равновесие» (эксперимент со спичками).
    Интересные опыты для детей в детском саду, домашних условиях
  • «Обратный ход воды» (с использованием салфетки).
  • «Бумажная крышка».

Такие опыты максимально безопасны, что позволяет маленьким детям принимать в их проведении активное участие наравне со взрослыми.

Виды наборов для опытов и экспериментов

Опыты в домашних условиях удобнее всего для детей проводить с использованием уже готовых наборов. Такие комплекты продаются в магазинах детских товаров.

Производители не только делают свой продукт максимально безопасным, но и заботятся об удобстве его использования, например, вкладывают в наборы перчатки, чтобы не запачкать руки или очки, если в ходе проведения исследования может возникнуть опасность для нанесения вреда слизистой детских глаз.

Наиболее популярными наборами для опытов и экспериментов считаются:

  • электронные конструкторы серии «Знаток»;
  • «Палеонтологический музей»;
  • «Сила металлов»;
  • «Мыловарение»;
  • «Юный парфюмер;
  • «Бомбочки-шипучки» (для ванны);
  • «Набор опытов с Машей».

Интересные опыты для детей в детском саду, домашних условиях

Любые опыты, вне зависимости от выбранной родителями направленности, для детей являются не просто способом познать устройство окружающего мира, но и почувствовать себя ученым или химиком.

При правильном подходе к выбору исследования для ребенка, родители в домашних условиях играя со своим малышом, смогут помочь ему определиться, чем он хочет заниматься на протяжении последующей взрослой жизни.

Оформление статьи: Лозинский Олег

Видео об опытах для детей

Опыты для детей с водой, безопасные:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ