1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Проголосуй первым!)
Загрузка...

Подготовка к школе сопровождается сложностями для родителей и детей. Занятия для дошкольников требуют от родителей дополнительного времени, ресурсов, сил. Ребенку проще освоить новые знания, если подготовка будет проходить постепенно.

Содержание статьи:

Что необходимо знать и уметь ребенку-дошкольнику

Для школы потребуются знания и навыки в следующих областях:

Память, речь

  • Знать простые рассказы, стихи.
  • Пересказывать по памяти простые отрывки текста своими словами.
  • Владеть набором сказок, знать их сюжет, главных героев и основные события. Это относится к прозаическим, а также поэтическим сказкам.
  • Запоминать элементы на картинке — до 10 предметов. Уметь сравнить с картинкой, где этих элементов нет.
  • Отгадывать загадки.
  • Сочинять истории.
  • Заканчивать фразы за взрослым.
  • Умение составить по картинке слаженный рассказ.
  • Знать звуки, уметь соединять их в слоги и опознавать буквы в словах.
  • Отвечать на вопросы.
  • Знать признаки предложения (начинается с заглавной буквы, содержит знаки препинания, заканчивается точкой).
  • Подбирать слова на предложенную букву.

Подготовка к школе, занятия для дошкольников. Математика, прописи, слог, ударение

Простая личная информация

  • ФИО свое, своих родителей.
  • Домашний адрес (включая город, страну).
  • Номер телефона.
  • Профессии родителей.
  • Даты рождения свою и родителей.

Общие знания

  • О временах года — очередность, названия месяцев свойства каждого.
  • О животных леса, птицах — типология, отличительные признаки, названия детенышей.
  • О домашних животных — типология, признаки, как называются детеныши.
  • О частях света —понятия Антарктиды, Африки, острова, Севера, Юга.
  • О Вселенной — названия планет, существование космоса, базовые знания о космонавтах и кораблях.
  • Об искусстве — знание некоторых писателей, поэтов, композиторов, художников.
  • Об одежде и обуви — умение различить предметы, знать их назначение, принадлежность ко времени года.
  • О транспорте — назначение (вода, космос, воздух, земля), виды.
  • О днях недели — названия дней недели, их принадлежность (будни, выходные).
  • О фруктах — овощах — ориентироваться в названиях, в том, как выглядят, знать, для каких блюд можно использовать, уметь отличить на картинке.
  • О теле человека — название частей тела, их функции (ходить, писать, думать).

Базовые знания по математике

  • О геометрических фигурах — уметь различать, нарисовать.
  • Пространственная ориентировка — где право, лево, верх, низ.
  • Счет от 1 до 10 и обратно.
  • Понятия размера, ширины, деления поровну.
  • Умение двигать карандаш по клеточкам в нужном направлении.

Подготовка к школе, занятия для дошкольников. Математика, прописи, слог, ударение

Моторика

  • Владеть ножницами, правильно держать в руке (разрез, надрез, вырезание по контуру).
  • Владеть карандашом, правильно держать в руке (линии, фигуры, очертания людей, пунктир, штрихи, закрашивание, обводка по контуру).

Прочие навыки

  • Внимательно слушать до 15 мин.
  • Рисовать/писать, не отвлекаясь до 15 мин.
  • Полностью одеваться и раздеваться без помощи взрослых, завязывать шнурки.

Методики подготовки детей к школе

Процесс подготовки к школе можно упростить рядом развивающих методик.

Методика Зайцева

В рамках методики Н. Зайцева дети учатся по комплексу дидактических материалов в виде: таблиц, кубиков, аудио и видео материалов. Материалы подходят для нормально развивающихся детей, а также страдающих задержками или патологиями развития.

По методике Зайцева можно изучать:

  • письмо;
  • чтение;
  • математику;
  • грамматику русского, английского языков.

Методические материалы рассчитаны на детей от 2-х лет и до возраста средней школы.

В чем заключается методика Зайцева, можно узнать из этого видео:

В основе методики — ряд принципов:

  • Системность мышления. Методика учит мыслить алгоритмами, перерабатывать образы в слова и умозаключения, устанавливать первичные причинно-следственные связи.
  • Информация через все каналы восприятия. Можно увидеть, услышать, потрогать, пропеть задания.
  • Удобная подача материала. Отход от академической модели «сидеть и слушать». Обучение предполагает игру, физическую активность. Главное — это забота о здоровье, об эмоциональном равновесии ученика.

Для подготовки к школе подойдут кубики, карточки, таблицы.

Для обучения чтению

В основе обучения чтению по Н. Зайцеву — чтение по готовым складам. 52 элемента комплекта состоят из кубиков (классические склады, кубики со знаками препинания и кубики с мягким/твердым знаком), таблиц, диска с пропевками, а также пособия для взрослых.

Подготовка к школе, занятия для дошкольников. Математика, прописи, слог, ударение

На кубиках со складами нет неправильных вариантов написания — типа «ЧЫ», поэтому ребенок не узнает о них.

Для обучения математике

Используются карточки, где написаны цифры, а также нарисованы круги, квадраты, треугольники. Закрашенное количество элементов соответствуют цифре. Сначала ребенок учится цифрам, затем числам (учится считать), а после приступает к сложению и вычитанию, «опустошая» или, наоборот, «закрашивая» глазами нужное количество элементов.

Эффективность методики выражена в цифрах:

  • не более 20 часов занятий требуется, чтобы дети 4-5 лет приступили к самостоятельному чтению, операциям сложения/ вычитания в пределах ста;
  • при занятиях 2 р./неделю 80-90% ученики адаптируются к школьным программам 2-4 класса.

Методика Монтессори

Методика М. Монтессори была разработана ею для детей с задержками в развитии, но последователи автора давно адаптировали методику под обычные случаи.

Подготовка к школе, занятия для дошкольников по данному методу включают в себя:

  • создание обучающей среды, разделенной на зоны подготовки;
  • поощрение к самостоятельному исследованию на предложенных материалах;
  • принцип «идти за ребенком», где функция взрослого — не демонстрировать или объяснять, а встраиваться в процесс позже, когда ученик сам первый проявит интерес к изучению материала.

Зону русского языка необходимо оборудовать:

  • Карточками со словами/иллюстрациями.
  • Подвижным алфавитом (голубых оттенков согласные, розовых гласные).
  • Шершавым алфавитом из гофрокартона или бархатной бумаги.
  • Наборами мелких предметов, названия которых проговаривает взрослый.
  • Подносом с манкой.
  • Материалами для обводок/штриховок, ножницами для нарезки бумаги.

Методика пробует сначала научить ребенка писать (тактильная активность), а затем уже читать абстрактные буквы в книге (зрительная активность). На подносе с крупой можно водить пальчиком как карандашом, шершавые буквы можно трогать — как нарисованы буквы, как выглядят линии. Обводка/штриховка, вырезание ножницами — все это готовит руку к письму.

Мелкие предметы, карточки подвижного алфавита необходимо расфасовать в закрытые коробки, сундучки, вазочки, чтобы стимулировать ученика к изучению через поиск.

Зону математики необходимо оборудовать:

  • Коробками с объемными, а также плоскими геометрическими фигурами.
  • Карточками с цифрами.
  • Шершавыми цифрами.
  • Счетными палочками.
  • Бусинами/шнурками/пуговицами, которые можно раскладывать под цифрами и считать.
  • Математическими таблицами Монтессори.
  • Материалами, которые демонстрируют физику вещей — например, дорожками с шариками (ускорение), линиями из шариков на подвесах (движение, сообщение движения другому телу).

Подготовка к школе, занятия для дошкольников. Математика, прописи, слог, ударение

Подготовка к школе, занятия для дошкольников проходят эффективнее, если этим занимается педагог, а не родитель. Обучение педагогов системы Монтессори составляет не менее двух лет, педагоги владеют комплексом методических упражнений.

Особенно значимы эти знания для математических занятий.

Плюсы методики:

  • умение ученика мыслить самостоятельно;
  • владение не «заученными», а естественными знаниями;
  • высокая волевая активность при освоении новых знаний.

Минусы методики:

  • слишком большие различия между Монтессори-подходом и подходом классической школы. Это может привести к дезадаптации при резкой смене подхода от подготовительных занятий к классическим школьным, от игры к принуждению;
  • невозможность создать полноценную среду для подготовки дома и высокая цена занятий в готовой среде в центрах Монтессори.

Методика Никитиных

Подготовка к школе, занятия для дошкольников и школьников — вот суть методики Никитиных, тренирующей логическое, творческое и абстрактное мышление ребенка. Методика не предлагает конкретного набора инструментов для обучения чтению или математике.

В составе методики — комплекс игр для детей от двух лет до старшей школы. Пособия методики выглядят в виде схем, узоров, макетов, конструктора, кубиков. Они стимулируют находить решение самому, с минимальной подсказкой со стороны взрослого.

Методика развивает:

  • пространственное мышление;
  • память, внимание;
  • воображение;
  • навыки разделения предметов по типам;
  • причинно-следственное мышление.

При подготовке к школе методика является больше вспомогательной.

С чего начать подготовку детей к обучению в школе

Главное, с чем оказывается не знаком ребенок перед школой — это фиксированное время на труд. Государственные детские сады имеют распорядок дня, но он больше связан с игрой и творчеством, а не с выполнением заданий.

Первое, с чего необходимо начать родителям, это:

  • Определить четкий распорядок дня. Детей из «нережимных» семей бывает сложно усадить за занятия.
  • Найти «сенситивные периоды дня»: выявить часы, когда ребенок наиболее спокоен и готов воспринимать занятия.
  • Выработать схему занятий. В зависимости от активности ребенка, вести работу от простого к сложному или наоборот. Для спокойных детей подойдет второй вариант, для неусидчивых — только первый.
  • Спланировать «физкультминутки» — порисовать, попрыгать, пощелкать пальцами, полепить.
Подготовка к школе, занятия для дошкольников. Математика, прописи, слог, ударение
Подготовка к школе: занятия для дошкольников должны включать не только развитие речи и математику, но и упражнения на мелкую моторику

Подготовка к школе будет тем основательнее, чем глубже будут полученные знания и чем стабильнее окажется эмоциональный фон. Если занятия для дошкольников приучили ребенка к длинным урокам и монотонности занятий — результат достигнут.

Развитие познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер.

Направления развития познавательной сферы дошкольника — это:

  • Память. Навык: запоминание. Развивающие упражнения: перечисление, повторение, заучивание, сравнение.
  • Восприятие. Навык: системность восприятия. Развивающие упражнения: беседы о причинах/следствиях явлений, о времени, пространстве, свойствах предметов.
  • Воображение. Развивающие упражнения: Рисование по заданным сюжетам, лепка картин (на бумаге и трехмерная лепка), проигрывание ролей из аудио сказок.
  • Мышление. Навык наглядно — образного мышления. Развивающие упражнения: собирать конструктор, конструировать модели и разбирать их, проводить детские опыты, делать поделки из разных материалов.

В развитии эмоциональной сферы помогут карточки эмоций, карточки ситуаций и книги эмоций.

По карточкам эмоций ребенок наблюдает эмоцию, а родители уточняют, когда ее испытывают, в том числе на примере из жизни самого ребенка. Карточки ситуаций — это сюжетные картинки с предлагаемой ситуацией. Родители зачитывают ситуацию, спрашивают, что чувствует каждый герой, помогают определить эмоции.

В книгах эмоций у героев мало действий, но много чувств и смен настроения. Каждая эмоция в книгах проиллюстрирована. В развитии коммуникативной сферы поможет метод ролевой игры. Родители и ребенок «говорят» каждый за свою игрушку, проигрывая различные варианты течения и исхода событий.

Ребенок обучается разным стилям поведения, учится находить решения даже в тупиковых обстоятельствах.

Развитие устной речи дошкольника

Ближе к школе речь становится более развернутой, подробной, полезно будет просить ребенка:

  • уточнять события;
  • дополнять рассказ;
  • сочинять рифмы;
  • вычленять главное из фраз.

Речь тогда обогатится:

  • наречиями (скоро, мало);
  • сравнительными прилагательными (свежее, самый красивый);
  • оттенками цветов (пурпурный, сине-зеленый);
  • синонимами (радость — восторг — восхищение — счастье);
  • вкусовыми, ароматическими характеристиками (тонкий аромат, горьковатый) и так далее.

Обучение чтению

Состав занятий для обучения чтению может быть следующим:

  • простые ребусы;
  • составление слова из перемешанных букв;
  • «угадайка» по картинкам;
  • замена картинки словом в слитных рассказах;
  • лабиринты из букв;
  • филворды.

Полезные упражнения при обучении дошкольника

Базовые упражнения могут быть ориентированы на развитие отдельно мыслительной и двигательной сферы. Для первой подойдут упражнения на логику, для развития двигательной — упражнения для мелкой моторики.

Подготовка к школе, занятия для дошкольников. Математика, прописи, слог, ударение

Логические упражнения:

  • логическое дополнение ряда картинок;
  • картинки на сравнение;
  • выбор правильного ответа методом исключения (правильный кружок должен быть не зеленый, не красный, не маленький);
  • сортировка по корзинкам фруктов/овощей или продуктов для супа/для салата;
  • сопоставление мордочки животного с его телом;
  • соединение парных предметов линиями;
  • соединение одинаковых предметов линиями.

Развитие мелкой моторики:

  • развешивание мелкой одежды или вещей на веревке прищепками;
  • переодевание кукол;
  • собирание конструктора;
  • манипуляции с пинцетом;
  • сортировка мелких предметов;
  • завинчивание гаек на болтики;
  • рисунки из бобов;
  • занятия с цветным песком;
  • лепка.

Как подготовить фундамент для математических знаний

Математическая база дошкольника состоит из общих знаний по математике, умения пространственно моделировать и различать геометрические фигуры:

Ориентация в пространстве. Бумажные и деревянные пазлы, трехмерные конструкторы, модели из кубиков помогут понять, что предметы в пространстве не статичны, их можно трансформировать, поворачивать, менять местами. Эффективными будут реальные игры — найти предмет в комнате, развернуть предмет, найти клад по плану.

Подготовка к школе, занятия для дошкольников. Математика, прописи, слог, ударение

Геометрические фигуры. Составление геометрических фигур из счетных палочек — наиболее наглядный способ познакомиться с геометрией. Для пространственной геометрии подойдут пособия из системы Монтессори — коробки с объемными фигурами.

Игры для подготовки детей к школе

Подготовка к школе станет более структурированной для младших членов семьи, если разделить игровые задачи на речевые и математические.

Игры для развития речи

Их можно разделить на 3 категории:

  1. Эмпирические, основанные на чувственном опыте. Во время прогулок, поездок, семейного досуга полезно рассуждать с ребенком о погоде, свойствах живой природы, просить найти предметы на улице, подмечать машины белого цвета на дороге. Можно планировать, как добраться до луны, выяснять, почему предметы катятся по горке вниз, а не вверх. Очень эффективна для речи игра «крокодил», когда родители жестами и мимикой показывают предметы и явления, а ребенок отгадывает.
  2. Академические, в рамках совместных занятий «сидя за столом». В рамках этих игр интересными будут игры на описание функций предметов (для чего нужен стол, в каких комнатах он может стоять, какой он), поиск ошибок на картинках (девочка картинке зимой одета в летнюю одежду), сопоставление карточек с началом и концом слова, поиск ошибок в словах.

Подготовка к школе, занятия для дошкольников. Математика, прописи, слог, ударение

Походные — игры для любой ситуации. Это повторение скороговорок, игра в слова по теме, игра в рифмы, поиск слов с определенными слогами.

Математические игры

Логику и закономерности развивают такие игры как:

  • решение простых задач (семья проехала на машине в гости 5 км. Сколько км она будет ехать обратно домой?);
  • операции с цифрами, числами (посчитать по картинкам, найти цифры);
  • разгадывание математических загадок;
  • поиск ответов на шутливые вопросы (сколько колес у четырехколесной машины?).

Эффективными будут говорящие математические книги, когда цифры озвучиваются, примеры проговариваются, ответы на иллюстрированные вопросы запрашиваются вслух. Детям интересно нажимать на кнопки и играть, поэтому освоение знаний происходит автоматически.

Изучение слогов в словах

Родители с раннего возраста могут использовать методики изучения готовых слогов — по Н. Зайцеву, или готовых слов — по Г. Доману.

Если родители идут «от букв» и ребенок сначала узнает алфавит, то в дальнейшей обучении слогам ему смогут помочь:

  • Кубики. Наиболее известными являются динамические кубики Чаплыгина и теремки Воскобойцева. Оба пособия позволяют менять буквы в слогах или слоги в словах. Творческий подход, когда ребенок сразу привыкает создавать слова и слоги «с нуля».
  • Говорящие плакаты. Плакаты, которые произносят вслух слоговые сочетания, автоматически прививают правильное звучание слогов, учат сочетанию букв.
  • Буквари. Буквари бывают с ориентацией на слоги или на слова. Если на слоги — все слова в букваре разделены черточками на отдельные слоги. Если на слова — то главы делятся на три части: в первой части отдельно прописываются слоги в разной комбинации, затем слогосочетания, а после уже слитные слова.

Изучение ударений в словах

Ударения падают только на гласные буквы и они не связаны со разделением всего слова на слоги. Это — главное, что необходимо усвоить ребенку. Лучшей тактикой будет научить произносить ударение нараспев (Книиижка), ребенок впоследствии сам научится находить ударный слог.

Возможные сложности и ошибки родителей при подготовке детей в домашних условиях

В домашней подготовке сложности у родителей возникают не только с детьми. Часто им самим приходится ломать свои привычки, чтобы подать правильный пример.

Подготовка к школе, занятия для дошкольников. Математика, прописи, слог, ударение

Распространенные проблемы:

  • Родители сами не соблюдают распорядок дня. Не получается спланировать режим и для занятий младших членов семьи.
  • Родители любят откладывать дела на вечер, «на потом» или « на завтра». Ребенок вместе с ними страдает неусидчивостью.
  • Родители нетерпеливы, им тяжело объяснять задание или ответ по нескольку раз. Ребенок устает от таких занятий, чувствует свою вину.
  • Родители автоматически начинают осуждать ребенка, который неправильно выполняет задание, затем ругаться в ответ на бунт. У ребенка формируется защитный барьер в общении с родителями и отторжение к занятиям.
  • Родители не учитывают особенности психоэмоциональной сферы ребенка. В таких случаях гиперактивных детей часто пытаются загнать в жесткие рамки или усидчивых просят быстро перескакивать с задания на задание.

Родителям не хватает сил и времени на занятия. В этом случае помочь могут репетиторы или курсы для дошкольников.

Стоимость занятий с репетитором для дошкольников в Москве, Спб

Подготовка к школе, занятия для дошкольников: средняя цена на индивидуальные занятия с репетитором.

Время занятияСредняя стоимость на дому у ученика, руб.Средняя стоимость на дому у учителя, руб.Город
60 мин.1000600 — 800Санкт — Петербург
60 мин.14001000 — 1200Москва

Какой бы выбор не был сделан, главное — это время и внимание к ребенку. Поддержка и поощрение в сложное время поступления в школу — залог спокойствия и успешного решения проблем для всех членов семьи.

Подготовку к школе кто-то из родителей считает обязательной, тогда и в школе будет легче, кто-то же полагает, что занятия для дошкольников — пустая трата драгоценных детских лет, ребенок еще успеет повзрослеть. Проводить ли специализированную подготовку к школе или нет — решение каждой семьи.

Автор: Наталья Анисимова

Оформление статьи: Е.Чайкина

Полезный видео-ролик о подготовке к школе дошкольников

Что следует учитывать родителям, подготавливая ребенка к школе:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ