1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 3,50 из 5)
Загрузка...

Период подросткового возраста приходится на 12-15 (11-17) лет. Особенностью взросления является завершение формирования вторичных половых признаков, а также половое созревание.

Психологически пубертатный период проявляется быстрой сменой настроения, упрямством, раздражительностью, желанием находиться большую часть времени со сверстниками, а также другими признаками.

Что такое психология подростка

Подростковый возраст знаменуется переходом в сознании человека от ощущения себя ребенком к пониманию своего взросления. Физиологические изменения, в том числе гормональная перестройка организма, вызывают ощущение, что что-то поменялось, а что именно, пока непонятно.

Поэтому у детей проявляется тяга ко всему новому, а также отрицание общеустановленных принципов, ранее привитом родителями образе жизни.

Подростковый возраст. Особенности, проблемы, кризис, признаки у ребенка. Психология личности девочек, мальчиков. Что делать родителям

Каждый ребенок проходит этот сложный период со своими трудностями и особенностями. Длительность его также различна для каждого конкретного случая. Однако при благоприятном протекании переходного периода он заканчивается к возрасту 15 лет.

Возрастные особенности подростков мальчиков

Подростковый возраст, особенности которого различны для представителей обоих полов, протекает у мальчиков со следующими характерными чертами:

  • Злость и агрессивность. Появление такой манеры поведения является следствием повышенной выработки тестостерона.
  • Притупление чувства страха. Также взаимосвязано с изменением уровня тестостерона.
  • Озабоченность собственными внешними данными не менее, чем у девочек. Нетерпимость критики по поводу своей внешности. Неудовлетворенность своим видом способна привести к неуверенности и замкнутости.
  • Стремление самостоятельно решать свои проблемы. Мальчик в этом возрасте хочет, чтобы его воспринимали как взрослого мужчину, а неспособность справиться с собственными неурядицами приводит к нарушению душевного спокойствия.
  • Стремление к подвигам и образу жизни, присущему взрослому мужчине. Однако результат своих поступков мальчик еще не может осознавать в полной мере.

Подростковый возраст. Особенности, проблемы, кризис, признаки у ребенка. Психология личности девочек, мальчиков. Что делать родителям

  • Появляются внезапные эмоциональные всплески, которые также носят гормональную природу.
  • Проявление повышенного интереса к интимной стороне жизни, сильное влечение к противоположному полу.

Подростковая психология девочек

Подростковый возраст у девочек протекает со следующими признаками:

  • Озабоченность собственной внешностью и несоответствием своего образа общепринятому. Особенно ярко у девочек проявляется стремление быть похожей на подруг или значимых в подростковом обществе личностей. В этом возрасте часто возникает желание сделать прическу как у подруги или одеваться в вещи, которые предпочитают кумиры.
  • Желание привлечь внимание к собственной личности, зачастую за счет провокационного поведения или нарядов, а также броского макияжа.
  • Становятся частым явлением резкие перепады настроения, вспышки гнева, агрессивность.
  • Возникает острое стремление к самостоятельности.
  • Девочка испытывает, как правило, в этом возрасте свою первую любовь, которая, чаще всего, остается безответной.

Внутренние физиологические начальные признаки подросткового возраста

Подростковый возраст характеризуется различными внутренними физиологическими признаками для мальчиков и девочек.

Можно выделить следующие особенности для мальчиков:

  • За несколько лет до проявления внешних признаков взросления мальчика, его мозг начинает вырабатывать гормоны полового созревания – андрогены, самое яркое проявление из них принадлежит тестостерону. Именно гормоны приводят к внутренним и внешним изменениям на пути к взрослению.
  • Начинается период активного роста. За год ребенок может вырасти на 10 см. Причем у мальчиков этот период задерживается по сравнению с девочками примерно на 1 год. Это приводит к несоответствиям в росте и телосложении мальчиков и девочек в раннем подростковом периоде.
  • Активное увеличение трубчатых костей. Разворачивается и приобретает мужественную форму грудная клетка.
  • Изменения затрагивают и внутренние органы. Ускоряется рост мышечной системы. Сердце и легкие увеличиваются в размерах.
  • Изменяет свою деятельность гипофиз. Проявляет активную работу щитовидная железа.

Подростковый возраст. Особенности, проблемы, кризис, признаки у ребенка. Психология личности девочек, мальчиков. Что делать родителям

Подростковый возраст. Особенности, проблемы, кризис, признаки у ребенка. Психология личности девочек, мальчиков. Что делать родителям

Девочки переносят похожие изменения в организме:

  • Активная выработка половых гормонов. За взросление у девочек отвечают эстрогены. Именно в подростковом возрасте, когда не сформирован менструальный цикл у девочек, неравномерность выброса эстрогенов способна привести к наибольшим перепадам в настроении.
  • Полное формирование органов малого таза и половой системы девочки завершается формированием менструального цикла. Причем между наступлением первой менструации и сформированным месячным циклом может пройти достаточно много времени.

Полноценная функция репродуктивной системы проходит сложное становление, которое состоит из нескольких этапов и может длиться до 8-12 лет. Окончательное формирование половой системы произойдет лишь к 21-22 годам.

  • Проявляется стремительность в росте костей и скелета. Девочка может за год вырасти на 8 см.

Внешние физиологические признаки

Физиологические изменения, происходящие с мальчиками в период полового созревания:

  • Увеличение наружных половых органов приходится на возраст от 10 до 11 лет.
  • В 11-12 лет начинают появляться первые волосы в зоне лобка, а также возникает пигментация кожи в области яичек.

Подростковый возраст. Особенности, проблемы, кризис, признаки у ребенка. Психология личности девочек, мальчиков. Что делать родителям

  • В возрасте 12-13 лет волосы на половых органах приобретаю более густую форму и удлиняются, также продолжается рост внешних половых органов.
  • В 14 лет начинают расти голосовые связки, получает развитие структура горла. Эти процессы приводят к изменению голоса, который становится более похож на мужской. Отработка функции голоса и его становление проходит примерно за 2 года.
  • Появление первых тонких волос в зоне усов и в подмышечных впадинах. Также проявляется рост волос других частях тела. Окончательную форму волосяной покров примет к моменту полного полового созревания мальчика.
  • Бурное развитие мускулатуры происходит в возрасте 13-14 лет. Внешние проявления включают в себя расширение грудной клетки, увеличение ширины плеч, увеличение роста, а также общее мышечное укрепление структуры тела.
  • Появление самопроизвольных семяизвержений в период сна. Подобные процессы проявляются от 10 до 16 лет и носят название поллюции.

Внешние физиологические изменения у девочек подросткового возраста:

  • Происходит рост и расширение костей таза. Бедра получают более округлую форму. Становятся более выраженными ягодицы. Эти изменения приходятся на возраст 8-10 лет.

Подростковый возраст. Особенности, проблемы, кризис, признаки у ребенка. Психология личности девочек, мальчиков. Что делать родителям

  • В 9-10 лет начинается формирование молочных желез. Околососковый кружок пигментируется, а грудь начинает обретать женственную форму.
  • В возрасте 10-11 лет появляются волосы в подмышечных впадинах и в области лобка.
  • Начиная с возраста 11-12 лет можно ожидать наступление первой менструации.
  • К 15-16 годам форма тела приобретает практически законченный вид, рост волос стабилизируется, появляется регулярность в менструальном цикле.

Психологические проблемы подростков

Подростковый возраст, особенности которого при неблагоприятных условиях могут привести к психологическим проблемам, может провоцировать у ребенка следующие проявления:

Возможные проблемыЧастные случаи проблемУточнение и разъяснение
ГиперсексуальностьМастурбацияОбщество порицает занятие мастурбацией. Поэтому подросток чувствует свою вину, что усугубляет ситуацию
Стеснение собственной девственностиПроявляется при замене чувства любви из-за марша гормонов на обычное половое влечение. Вызывает стремление лишиться девственности любой ценой и зацикливание на данной ситуации
ЭротоманияЗаключается в придании излишнего значения сексуальным действиям и маневрам
Ранние сексуальные контактыМогут привести к ранней беременности или заражению венерическими заболеваниями
Замкнутость, депрессивные настроения, мысли о суицидеИгнорирование своих обязанностей и правил личной гигиеныПроявляется в нежелании следовать ранее установленным родителями требованиям о соблюдении порядка, выполнении определенных обязанностей по дому. Также возможно пренебрежение нормами личной гигиены
Установление психологического барьера между подростком и родителямиВозникает как ответ на непонимание со стороны родителей.
Отсутствие друзейМожет быть следствием особенностей характера.
Игнорирование прежних интересовКак правило, возникает в сочетании с появлением новых интересов, не всегда приемлемых и полезных
Погружение в фантазии или виртуальный мирУвлечение он-лайн играми, следование правилам игровых сообществ в реальной жизни
Склонность к самоутверждению, желанию быть взрослымДевиантное поведениеПредставляет собой уходы из дома, пристрастие к наркотикам, алкоголю и табаку, ранние и беспорядочные половые связи, прогулы занятий
Конфликтность с учителями и роднымиЖелание навязать свои правила общения
Сокрытие своей личной жизни, отказ от выслушивания советов взрослых людейРебенок считает себя взрослым и думает, что лучше знает свои потребности и возможности решения своих проблем
Стремление быть причастным к подростковой группе, не отличатьсяКриминальные действия, совершенные группой лицВсе групповые действия подчиняются желанию оказаться принятым в подростковом обществе. Негативное влияние в группе оказывает чаще всего более сильная личность, характеризующаяся провокационным поведением. Менее сильные характером дети попадают под ее влияние и оказываются в неприятных ситуациях
Групповое употребление алкогольных напитков, табака, наркотиков
Совместные прогулы занятий
Развратное поведение, участие в групповых половых сношениях

Социальные взаимоотношения

Подростковый возраст, особенности которого представляют собой выход на обновленную ступень в социальных взаимоотношениях, ориентирован на поиск себя в человеческом обществе.

Основные потребности в социализации подростка проявляются в желании приобщения к сверстникам и отделения от взрослых людей. Также важным является потребность подростка в признании людьми его самостоятельности и притязаний на права и свободы своей личности.

Характер общения с ровесниками, такого важного для ребенка в пубертатном возрасте, можно подразделить по возрастным группам:

  • 10-11 лет. Потребность в нахождении в обществе ровесников, совместной деятельности.
  • 12-13 лет. Потребность в утверждении собственной персоны в иерархии подросткового общества, желание занять нужную позицию среди ровесников.
  • 14-15 лет. Превалирование стремления к независимости, признания важности своей личности.

Как правило, в подростковых сообществах, несмотря на все отрицание модели поведения взрослых, устанавливается иерархия общепринятых человеческих ценностей. Возможны различные видовые искажения, которые зависят от воспитания и окружающей среды, но основополагающими являются честность, верность, товарищество и прочие нормы поведения в обществе.

Подростковый возраст. Особенности, проблемы, кризис, признаки у ребенка. Психология личности девочек, мальчиков. Что делать родителям
Подростковый возраст и девочек, и мальчиков, как правило, сопряжен с трудностями в общении со сверстниками и взрослыми

Во взаимоотношениях со взрослыми принято говорить об эмансипации подростка, отделении его от общества взрослых и некоторых его правил.

При этом социальные отношения со взрослым носят двойственный характер:

  • Подросток рассчитывает на равенства и закрепление своих прав наравне со всеми представителями общества, ведь он уже взрослый.
  • Подростку необходима поддержка, защита со стороны взрослых. Сохранение прежних форм контроля над деятельностью подростка при этом вызывают бурный протест.

Характерное конфликтное поведение в социальных взаимоотношениях проявляется в любом случае, однако его выраженность и интенсивность во много зависят от манеры общения взрослого, его уважительного отношения к личности подростка.

Как разговаривать с подростком

Правила разговора с ребенком подросткового возраста:

  • Не стоит читать нотации. Они неприятны даже маленьким детям. А если разговор с подросшим ребенком начать с нравоучения, то уже через минуту его внимание переключится на что-то более интересное.

  • Не нужно выдвигать обвинения. Стоит проводить нравоучительные беседы в мягкой и ненавязчивой форме.
  • Разговоры между делом. Подростку неприятно повышенное внимание к его проблемам, ведь он думает, что самостоятельно может справиться с большинством из них. Поэтому разговоры с глазу на глаз могут не принести нужного результата. Гораздо эффективнее осторожно побеседовать в процессе совместной деятельности, как бы между делом.
  • Приобщенность к современным техническим достижениям. Зачастую проще выразить свои мысли и открыть проблемы в письменной форме. Современные социальные сети и мессенджеры позволяют общаться с ребенком в привычной для подросткового сообщества форме.
  • Не стоит опасаться похвалы. Подросток ввиду своей неуверенности сильно нуждается в одобрении. Разумным будет выражать поддержку увлечениям и интересам ребенка.
  • Следует воздержаться от крика и повышенных тонов в разговоре с подростком. Спокойный тон воспринимается в этом возрасте проще.

Причины кризиса

Кризисный период в подростковом возрасте может протекать почти незаметно или же наоборот приносить с собой конфликты и девиантное поведение. Причины, по которым возможно такое различие можно разделить на внешние и внутренние.

Подростковый возраст. Особенности, проблемы, кризис, признаки у ребенка. Психология личности девочек, мальчиков. Что делать родителям
Чрезмерная опека и тотальный контроль со стороны родителей — первопричина кризиса в переходном возрасте их детей

К внешним причинам кризиса подросткового возраста относится:

  • чрезмерный контроль действий ребенка со стороны родителей;
  • гиперопека, которая ставит под сомнение способность подростка быть самостоятельным;
  • зависимость во взаимоотношениях между членами семьи.

Внутренние причины заключаются в психологических особенностях каждого конкретного ребенка. Качества личности, которые мешают самоутверждению, самовыражению, внутренне воспринимаются как серьезные недостатки. Проявляется склонность в самообвинении себя неудавшимся человеком.

Перестройка организма, выработка значительного количества гормонов приводит к половому созреванию, корректировке всех систем организма. Однако, как и всякая перестройка, она сопряжена с проблемами приспособления к новому мышлению и новому телу, что вызывает поведенческие проблемы.

Поведение во время кризиса

Поведению подростка присущи черты, характерные для взрослого, в сочетании с чертами, которыми обладает маленький ребенок.

Особенности в поведении, свойственные подростковому возрасту:

  • Отказ от учебы, выполнения домашних обязанностей.
  • Выраженное протестное поведение, которое заключается в прогулах занятий, побегах из дома.
  • Имитационное поведение. Подражание выражается в стремлении быть похожим на свой идеал взрослого или сверстника.
  • Компенсационное поведение. Восполнение недостатков и неспособности добиться результатов в определенной области деятельности, достижениями в другой области.
  • Эмансипация. Проявляется в стремление к отделению от взрослых, самостоятельности, желании решать свои проблемы лично.
  • Появляется стремление к группировке со сверстниками.
  • Возникновение увлечений, хобби, в которых ребенок достигает самовыражения.
  • Повышенный интерес к проблемам сексуального характера, влечение к противоположному полу.

Основные фазы кризисного периода

Подростковый возраст, особенности которого различны для определенных возрастных промежутков, можно охарактеризовать двумя фазами:

  • Младший подростковый возраст. Приходится на 12-13 лет.

Подростковый возраст. Особенности, проблемы, кризис, признаки у ребенка. Психология личности девочек, мальчиков. Что делать родителям

Физиологические аспекты взросления организма приводят к скачку роста ребенка, появляется непропорциональность тела, неловкость. Подростку начинает казаться, что он ничем уже не отличается от взрослого человека. Происходит осознание своей индивидуальности, часто сквозь призму выбранного эталона из числа взрослых людей.

В данный период важным является формирование у родителей и других взрослых соответствующего отношения к ребенку. Необходимо общаться с ним как с равным взрослым человеком, учитывать его мнение и индивидуальные предпочтения.

Игнорирование этого совета может привести к диструктивности в поведении подростка: увеличение чувства тревожности, потеря ощущения безопасности, надлом чувства равновесия личности.

  • Старший подростковый возраст. Приходится в среднем на 14-16 лет.

Происходит окончание формирования вторичных половых признаков, ребенок становится все более похож на взрослого человека. Появляются первые жизненные планы и стратегии их реализации, то есть ребенок проходит по пути полного осознания собственной личности.

Подростковый возраст. Особенности, проблемы, кризис, признаки у ребенка. Психология личности девочек, мальчиков. Что делать родителям

Также определяется культурная предрасположенность к определенным предметам, занятиям и другим формам реализации своей личности.

Факторы, влияющие на протекание кризиса подросткового периода

Существует набор факторов, которые могут продлевать или усложнять кризисный период в подростковом возрасте:

  • Среда, в которой происходит воспитание и жизнедеятельность ребенка.
  • Отношения со сверстниками.
  • Плохой микроклимат в семейных отношениях родителей.
  • Образ взаимоотношений между учащимися в учебном заведении.
  • Недостаток общения, который приводит к тому, что ребенку некому рассказать о своих переживаниях.
  • Непонимание и непринятие личности ребенка родителями и учителями.
  • Дурные примеры среди окружения.
  • Особенности характера подростка.
  • Время и характер начала полового созревания.

Как помочь пережить тяжелый период

Изменения на уровне физиологии наряду с психологическими проблемами во время кризиса подросткового возраста достаточно тяжелы для взрослеющего ребенка. Родителям требуется приложить максимум своих усилий, сопряженных с деликатностью ситуации. Каждый ребенок – уникален, поэтому и подход к нему в период подросткового возраста должен быть уникальным.

Подростковый возраст. Особенности, проблемы, кризис, признаки у ребенка. Психология личности девочек, мальчиков. Что делать родителям

Необходимо набраться терпения и попробовать следовать представленным советам:

  • Ненавязчиво войти в окружение ребенка. Основная задача – стать настоящим другом подростку. Родителю придется противопоставить уверенности в непонимании со стороны взрослых спокойный и доброжелательный подход.

Можно дать понять подростку свои слабости и недостатки, обнажить свои комплексы. Войдя в окружение ребенка, родитель сможет участвовать в жизненных ситуациях, которыми тот будет делиться, и помогать в разрешении проблем при необходимости.

Подростковый возраст. Особенности, проблемы, кризис, признаки у ребенка. Психология личности девочек, мальчиков. Что делать родителям

  • Проявление интереса к увлечениям и занятиям ребенка. Поддержка и похвала не станут лишними для формирующейся личности. Также полезны будут разговоры о мыслях и рассуждениях подростка, его точках зрения на различные вопросы. Не лишним будет интересоваться его мнением в решении вопросов семейного характера.
  • Предоставление свободы. Для подростка особенно важно личное пространство, в идеале – собственная комната. Свобода и право выбора – это основополагающий принцип в общении и отношениях с ребенком переходного возраста. Необходимо удержать себя от желания контролировать действия, вещи и чувства подростка.

Пренебрежение данным советом способно привести к появлению неприятностей в общении. Лучшее в общении с подросшим ребенком – поиск компромиссов и ненавязчивое направление хода его мыслей в нужное русло.

Подростковый возраст. Особенности, проблемы, кризис, признаки у ребенка. Психология личности девочек, мальчиков. Что делать родителям

  • Недопустимость критических замечаний. Если без них не обойтись, то значительно лучше указать на критичность поступка, чем на недостаточно хорошие качества самого человека. Подростки слишком остро реагируют на негативные замечания в свой адрес, поэтому необходимо высказываться мягко, а иногда и в сопровождении с похвалой.
  • Признание личности. Подросток – полноценный человек с личными интересами и мнением. Не стоит пытаться навязать свои умозаключения.
  • Похвала. Особенно важна для ребенка в этом возрасте ввиду формирования психических процессов и осознания собственной личностной ценности.

Подростковый возраст. Особенности, проблемы, кризис, признаки у ребенка. Психология личности девочек, мальчиков. Что делать родителям

  • Терпеливое отношение к эмоциональным выпадам со стороны ребенка. Не нужно забывать, что бурная реакция на непозволительное поведение подростка со стороны родителя способно подорвать его авторитет и привести к нарушению доверительности отношений. Необходимо проводить беседы в спокойной обстановке и спокойным тоном.

Как для ребенка, так и для его родителей, подростковый возраст, является сложным временем. Однако его особенности – это временные явления, которые во многом зависят от правильности восприятия ребенка родителями и окружающими людьми.

Родители в силах помочь пережить своему ребенку кризисный период и помочь ему сформировать необходимую целостность своей личности и жизненные установки, соответствующие общепринятым моральным нормам.

Оформление статьи: Натали Подольская

Видео про особенности подросткового возраста

Подростковый возраст у девочек и мальчиков — особенности протекания:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ