1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Проголосуй первым!)
Загрузка...

Ребенок узнает и познает мир посредством игры. В силах родителей регулировать этот процесс, используя развивающие игры, которые подбираются в соответствии с возрастом и интересами ребенка.

Разновидности развивающих игр

Можно выделить следующие виды игрушек, способствующих развитию навыков ребенка:

  • Сортеры. Эта игрушка представляет собой фигуры в объеме, которые необходимо помещать в отверстия, соответствующие им по форме и размеру. Сортеры помогут ребенку познакомиться с формами и цветами, а также запомнить их.Развивающие игры для детей дошкольников на логику, память, внимание. Лучшие познавательные, интерактивные с картинками
  • Тренажеры. Вариаций в исполнении этой разновидности игрушки может быть множество: от специальных игрушек с тематикой одевания до кубиков. Однако объединяет их всех необходимость выполнить последовательность действий для достижения нужного результата. Конструктивные особенности тренажеров помогают в развитии зрительного восприятия и пространственного мышления, мелкой и крупной моторики, внимания, речевых навыков, а также фантазии ребенка.
  • Счетная доска. Игрушка представляет собой некоторое количество палочек, на которые нанизаны разноцветные бусины или предметы различных форм. Такая доска поможет малышу освоить простой счет, выучить формы и цвета (если эта функция предусмотрена конкретной моделью игрушки), отточить свое сенсорное восприятие.
  • Развивающие дуги с детскими игрушками. Дуги представляют собой конструкцию, состоящую из основания в форме полумесяца, на которое прикреплено несколько ярких игрушек. Данный вид игрушки способствует развитию зрительного восприятия, внимания, двигательной активности и координации в пространстве.Развивающие игры для детей дошкольников на логику, память, внимание. Лучшие познавательные, интерактивные с картинками
  • Интерактивные игрушки. Данная разновидность игрушек издает различные звуки: короткие фразы, детские песни. Развивающая особенность интерактивности в играх заключается в создании предпосылок для становления музыкального слуха ребенка, развитии его эмоциональных реакций и коммуникативных навыков, а также закладке основ речевых навыков.
  • Настольные игры. Они применяются при игре на твердой поверхности и помогают развивать логическое мышление, реакцию, речевые навыки, внимательность и усидчивость. К таким играм можно отнести домино, лото, настольный футбол, шахматы и другие подобные игры.

По типу развития

Развивающие игры для детей необходимо выбирать правильно — следует учитывать совершенствованию какого именно навыка способствует та или иная игра:

  • Внимание. Ввиду незрелости нервной системы ребенку изначально сложно концентрироваться подолгу на любом из видов деятельности. Только к 6-7 годам ребенок приобретет способность подолгу задерживать внимание на том или ином объекте. Игры, способствующие совершенствованию этого навыка, помогут развить усидчивость и сосредоточенность, что положительно скажется на процессе обучения в школе. Для поощрения навыка внимания служит большое количество разнообразных игрушек: от сортеров для детей раннего возраста до дидактических печатных материалов для ребят дошкольного и школьного возраста.
  • Память. Мозг ребенка запрограммирован на восприятие и запоминание большого объема информации, поэтому имеет смысл воспользоваться этой особенностью для расширения навыка запоминания. Игры на развитие памяти необходимо подбирать в соответствии с возрастными особенностями ребенка и типом его темперамента. Некоторым детям подойдут больше спокойные игры, другие же предпочитают подвижные.
  • Логическое мышление. Совершенствование логических навыков является приоритетной задачей обучения и воспитания. Логика ребенка формируется в результате: познаний, открытий и умозаключений. В результате применения игр малыш учится обнаруживать причинно-следственные связи в окружающем мире, а, следовательно, формирует мышление. Развивая логику, ребенок легче выбирает варианты решения появившихся перед ним задач — как в играх, так и в учебном процессе. Совершенствованию логического мышления помогают разнообразные дидактические материалы (выявление различий предметов по форме, цветам, материалу; группировка предметов по различным характеристикам; сборка целого из частей, игры с применением счета), словесные игры (Логические концовки, Разноцветные слова, Придумай начало предложения и другие).
  • Творческие способности – комплексные способности ребенка в совершении созидательных действий. Развитию этих навыков ребенка способствует прослушивание музыкальных произведений, специальные развивающие игры (Монтессори, Никитина), пальчиковые краски и даже спортивные снаряды. Важным является стимулирование творческих способностей ребенка с помощью дидактических материалов, лепки фигур из пластилина, рисования различными инструментами.
  • Мелкая моторика — это согласованное взаимодействие пальцев рук, способность ребенка применять эти движения. Нервные окончания, которые расположены на кончиках пальцев, помогают сообщать головному мозгу большое количество импульсов, поэтому влияние развития моторики пальцев на способности ребенка очевидно. Для совершенствования этого навыка применяются игры с мозаикой, работа с пластилином, конструктором, ножницами, раскрашивание картинок, штриховка и рисование узоров по клеточкам.Развивающие игры для детей дошкольников на логику, память, внимание. Лучшие познавательные, интерактивные с картинками
  • Восприятие музыки совершенствуется посредством прослушивания музыкальных произведений, а также игры на детских музыкальных инструментах. Важно учитывать, что лучше выбирать игрушки, звучание которых сходно со звучанием настоящих инструментов.
  • Пополнение словарного запаса. Значение речи в становление личности ребенка настолько велико, что необходимость ее стимулирования занимает особое место в развитии. Помочь пополнить словарный запас ребенка способны дидактические игры (игры с предметами, настольные печатные игры, словесные игры).
  • Воображение представляет собой свойственную только человеку возможность создания новых образов методом переработки уже имеющегося опыта. Основные игры для совершенствования этого навыка: чтение сказок, сюжетно-ролевые игры, свободное рисование, придумывание своих сказок, дорисовывание картинок и другие.
  • Чтение необходимо для подготовки к усвоению школьного курса занятий. В ходе обучения этому навыку применяются карточки с изображением букв и слогов, артикуляционная гимнастика, упражнения для развития четкости произношения и другие методики.

Большинство игр направлено на поощрение и развитие сразу нескольких типов навыков.

Правила выбора по возрасту

Развивающие игры для детей необходимо подбирать в соответствии с возрастными диапазонами, указанными далее. Такая необходимость обусловлена естественными этапами развития нервной системы ребенка и необходимостью поощрять тот или иной навык в соответствии с возрастными особенностями.

Существуют следующие возрастные разграничения:

  • 2-3 года. В этом возрасте ребенок обычно достаточно активен. Во время уличных прогулок он знакомится и взаимодействует со сверстниками, становится любителем детских площадок и песочниц. В связи с этим необходимы наборы для игр с песком, мяч, самокат, беговел, трехколесный велосипед. Не стоит забывать о том, что ребенок до 3 лет всё также может подавиться мелкой деталью игрушки, поэтому стоит остановить свой выбор на безопасных моделях. Применяя развивающие игры для детей в 2-3 года, следует учитывать то, что ребенок подвержен быстрой утомляемости и легко отвлекается от игры. По этой причине игры должны быть иметь простые правила и длиться небольшой промежуток времени. Порой достаточно 5-10 мин. для занятия.
  • 3-4 года. В этом возрасте физическая активность в игре занимает достаточно серьезное место. Важно поощрять ребенка в этом направлении: предлагать новые подвижные игры, посещать спортивные площадки. Мелкая моторика ребенка в возрасте 3-4 лет развита достаточно хорошо, однако об ее совершенствовании забывать не стоит. Уже можно поручить малышу задания, требующие большой точности: работа с ножницами и бумагой; мозаики из мелких деталей. Актуальны будет простые занятия с буквами и цифрами и сюжетно-ролевые игры со сложными сценариями. Не менее значимо развитие социальных навыков ребенка. К 3-4 годам малыш готов к взаимодействию с другими детьми, может делиться своими игрушками, действовать согласно общим правилам игры. В связи с этим необходимо обеспечить ребенка возможностью социального взаимодействия с другими детьми.Развивающие игры для детей дошкольников на логику, память, внимание. Лучшие познавательные, интерактивные с картинками
  • 4-5 лет. Это возраст увеличивающейся самостоятельности ребенка, возрастание его индивидуальности, поэтому выбор игр должен осуществляться исключительно с учетом интересов и пристрастий малыша. Ввиду увеличения осознания собственной личности и успехов в социализации определенный успех у детей данного возраста имеют соревновательные коллективные игры. Значительное развитие воображения подстегнут творческие и музыкальные занятия. Именно в возрасте 4-5 лет стоит обратить особенное внимание на развитие речи ребенка. Если развивающих игр, проводимых родителями, недостаточно для правильного формирования речи, следует прибегнуть к помощи логопеда, который поможет скорректировать произношение к школе.
  • 5-6 лет. Основной упор в развивающих играх в этот возрастной период делается на подготовку ребенка к школьным занятиям. Важными областями для развития в этот период являются: подготовка руки к письму; обучение основам чтения. Кроме того, ребенок все-ещё активно интересуется сюжетно-ролевыми играми и легко проявляет творческую активность, поэтому стоит обеспечить реализацию его способностей в данных областях.

Настольные детские игры

В первые настольные игры можно играть уже с 2 лет, что обусловлено развитием нервной системы ребенка.

Возрастная категорияНавыки, развивающиеся в результате игрыПримеры игрушек
2-3 годаТренируется пальчиковый захват, мелкая моторика, логическое мышление и вниманиеМозаики, пазлы, магнитные доски, наборы кубиков (все детали должны быть крупными, чтобы исключить проглатывание частей игрушки)
Логическое мышление, знакомство с окружающим миромИгры для группировки предметов по определенному признаку
ВниманиеЛото, домино
4 годаРечевые навыкиВсе вышеперечисленные и простые логопедические игры
5 летСовершенствование речевых навыков, исправление дефектов речиВсе вышеперечисленные и сложные логопедические игры
6 летПодготовка к обучению в школе через развитие внимания, усидчивости, логики, грамотности речи.Викторины, дидактические игры, логопедические игры на правильное построение предложения

При выборе сложности игры для ребенка следует учитывать возрастные особенности развития и заинтересованность маленького человека.

Развивающие игры для детей дошкольников на логику, память, внимание. Лучшие познавательные, интерактивные с картинками
Развивающие игры для разного возраста помогают педагогам подготовить детей к школьным занятиям

Например, собрать пазл из 2 элементов сможет как двухлетний ребенок, так и шестилетний, но последнему это не принесет никакой пользы.

Логические настольные игры и головоломки

Игры на развитие логического мышления и головоломки следует подбирать для ребенка в соответствии с его возрастом для того, что бы они вносили вклад в развитие маленького человека.

Существуют следующие возрастные разграничения:

  • 2-3 года. В этом возрасте предпочтительно использовать пазлы из небольшого количества деталей крупного размера, деревянные вкладыши. Интерес у ребенка вызовут деревянные лабиринты, в которых необходимо провести шарик или другой предмет по определенной траектории. Актуальны также шнуровки, которые позволяют развивать не только логическое мышление, но и мелкую моторику. Варианты игр на развитие логического мышления: сбор фигур по простой схеме из кубиков или конструкторов; применение логической игры Никитина Сложи квадрат и Сложи узор, построение простых закономерностей при помощи кубиков и мозаики. Основные требования к играм в таком возрасте: безопасность для здоровья; яркий, привлекающий внимание дизайн, простота правил игры. При помощи своих первых логических игр ребенок познакомится с формами, цветами, дополнит знания об окружающей среде.
  • 4-5 лет. В этом возрасте применимы настольные игры более сложного характера. Допустимо использовать лото, кубики, домино и печатную продукцию, которые помогают освоить сравнение, составить простые причинно-следственные связи, сформировать вывод. Интересны будут некрупные мозаики, печатная продукция с возможностью сопоставления предметов по форме, длине, назначению. Можно также предложить ребенку дополнить рисунок или нарисовать рисунок по точкам. Полезна игра в ассоциации. С 4 лет уже можно предложить ребенку первые головоломки. Например, Палочки Кюизнера.Развивающие игры для детей дошкольников на логику, память, внимание. Лучшие познавательные, интерактивные с картинками
  • 6 лет. Во время подготовки ребенка к школьным занятиям следует учесть, что он должен обладать определенными логическими навыками: сформулировать логические выводы, исключать лишний предмет, формировать группы предметов по общему признаку, составлять рассказ по картинкам, сочинять окончание рассказа, осознавать возможность реализации задуманного на практике. В соответствии с развитием того или иного навыка можно предложить ребенку те или иные игры, направленные на тренировку способностей. В этом возрасте полезны будут логические конструкторы, при сборке которых ребенок должен составить в голове модель того, что хочет сделать. Примером такого конструктора, может служить магнитный конструктор. Не стоит забывать о Кубике Рубика. Эта головоломка поможет развить наряду с логикой пространственное мышление.

Игры на внимание и память детей

Как правило, эти игры предполагают собой печатную форму, однако возможно использование конструкторов, кубиков, домино, лото как вспомогательного материала при составлении игры.

Возраст ребенкаВарианты игр
2-3 годаИгры с тематикой Мало-много, Выше-ниже, Меньше-Больше, Найди пару, Найди лишнее, Что пропало. В этом возрасте эффективнее проводить занятия с реальными предметами: кубиками, игрушками. Однако возможно и использование печатной продукции.
3-4 годаИгры с тематикой указанной выше усложняются, добавляется тематика Найди предмет по описанию, Холодно-жарко, Поиски отличий. В возрасте с 4 лет с уверенностью можно пользоваться печатными вариантами игр.
5-6 летИгры с вышеназванной тематикой сохраняются, если ребенку они интересны. Можно добавить такие игры как Строительство по образцу, Рисунок по образцу, Опиши картинку, не используя запретные слова.

Графические игры

Игры для совершенствования графических навыков заключаются в развитии следующих умений:

  • способность красиво и легко рисовать, применяя разнообразные виды движений;
  • непринужденно владеть пишущим предметом;
  • соблюдение правильной позы во время письменных занятий;
  • осуществление рисования непринужденно и без напряжения.
Возраст ребенкаВарианты игры
2-4 года
  • занятия с крупой, песком;
  • лепка из пластилина;
  • использование конструктора;
  • сбор мозаики, воспроизведение картинки по образцу;
  • рисование различными вариантами пишущих приспособлений;
  • деревянные шнуровки;
  • игра с пазлами;
  • специальные упражнения на развитие графических навыков.
5-6 летВсе вышеперечисленные игры с усложнениями. Вводится дополнительно:

  • тренировка штриховальных движений;
  • обведение по контуру;
  • дополнение картинок;
  • овладение способностью рисовать орнаменты;
  • работа с клеткой;
  • работа с прописями.

Речевые игры

Развивающие игры для детей могут быть речевыми, которые помогают становлению и развитию речи и мышления ребенка, запускают механизмы осознанной речи, увеличивают словарный запас, положительно влияют на фонематический слух, развивают интерес к языку.

Развивающие игры для детей дошкольников на логику, память, внимание. Лучшие познавательные, интерактивные с картинками

ВозрастНавыкиПримеры игр
2-3 годаРазвитие речевого и фонематического слухаКто позвал (учит распознаванию по голосу), Кто так говорит (определение голосов животных), Прислушайся (ребенок тренируется воспринимать шепот), Выполни задание по инструкции, игра в лото на соотнесение слова и картинки.
Развитие слоговой структуры словаПовтори за мной звуки (научит ребенка повторять последовательность), Говорим по слогам.
Пополнение словарного запасаВопрос-ответ (на вопрос Что это? ребенок должен произнести слово), Распредели по группам, простые загадки, Опиши предмет (научит согласовывать прилагательное и существительное), Отгадай, чем я занимаюсь и другие.
3-4 годаРазвитие речевого дыханияПодуть на легкий предмет, посмотреть, как он летит; игра на губной гармошке; подуть в трубочку, опущенную в воду.
Управление скоростью, тембром и громкостью голосаЧистоговорки и скороговорки; медленное и быстрое повторение слов, громкое и тихое повторение, чтение сказок по ролям.
Пополнение словарного запасаИгры с карточками на изучение предметов окружающего мира; озвучивание признаков игрушек и предметов обихода; словесное сравнение предметов; загадки.
5 летУвеличение словарного запаса, формирование грамотной речиИгры с тематикой Назови одним словом, Чем отличается, Опиши предмет, Не говори нет, Продолжи рассказ, указанный на картинке, Опиши картинку, не используя запретные слова, подбор синонимов и антонимов, загадки, пословицы и поговорки, составление предложений из отдельных слов.
6 летФормирование грамотной и разнообразной речиПридумаем сказку; объяснение смысла пословицы или устойчивого выражения; игра в слова, где каждое новое слово начинается с последней буквы предыдущего; настольные игры типа Эрудит, Имаджинариум.

Познавательные

Познавательные игры направлены на знакомство с окружающим миром и его изучение.

ВозрастВарианты игр
2-3 годаЗанятия с карточками Домана, закрепление знаний о предметах обихода, животных, птицах, транспорте, фигурах, цветах.
3-4 годаИгры на изучение частей предметов (детали одежды: рукав, воротник, карман); выделение отличительных особенностей строения тела человека и животного; изучение профессий. Предполагается дальнейшее удовлетворение познавательных способностей ребенка в соответствии с необходимыми нормами и его личными интересами.
4-5 летК вышеуказанным вариантам игр добавляется изучение праздников, времен года и физических свойств предметов.
5-6 летМир ребенка расширяется до уровня планеты, поэтому целесообразно познакомить его с названием нашей планеты, государства и его столицы, названием родного города. Добавляются понятия частей суток и природных явлений. Необходимо познакомить ребенка с различными материалами, из которых изготавливаются предметы: резина, дерево, пластмасса, шерсть, стекло.

Для развития слуховой, ассоциативной и двигательной памяти

Выделяют следующие виды памяти: слуховую, ассоциативную и двигательную. Успешное развитие ребенка предполагает развитие всех видов памяти.

Развивающие игры для детей дошкольников на логику, память, внимание. Лучшие познавательные, интерактивные с картинками

Развивающие игры для детей способны помочь в следующем:

ВозрастВид памятиВарианты игр
2-3 годаСлуховая
  • использование игрушечных музыкальны инструментов;
  • применение игры Что звучит;
  • игра Слушай и запоминай, которая предполагает называние ребенку пары предметов, а затем одного из пары, второй при этом он должен назвать самостоятельно.
АссоциативнаяЗапоминание простых и общепринятых ассоциаций (например, вода-мокрый).
ДвигательнаяВ первую очередь, развитие обеспечивается за счет утренней гимнастики (предполагается запоминание последовательности простых движений). Возможно запоминание движений в соответствии со стихотворным сюжетом.
3-4 годаСлуховаяЗапоминание списка покупок для магазина из 4-5 слов; игра Угадай, что это было, которая направление на запоминание звуков, издаваемых различными предметами; запоминание плана или маршрута прогулки.
АссоциативнаяИгра в ассоциации на простом уровне, предполагающем подбор прилагательных к определенному слову, описание качеств предметов, установление простой связи между двумя словами.
ДвигательнаяПовторение движений взрослого в танце, гимнастике.
5-6 летСлуховаяЗачитывается ряд слов с установкой на запоминание и последующее воспроизведение; запоминание на слух и воспроизведение стихотворений и рассказов в прозе.
АссоциативнаяНеобходимо придумать начальное слово, которое служит первым в цепочке слов, объединенных общей ассоциацией (например, кошка-мягкая-шерсть-нитки).

Связать ассоциативными словами два разных слова (например, кот-машина).

Придумать ассоциации, которые можно отнести к двум словам (например, синий и холодный).

ДвигательнаяРисование одновременно обеими руками, запоминание комбинации движений в танце.

Применяя развивающие игры, родитель или воспитатель детского дошкольного учреждения определенно оказывает положительное влияние на формирование навыков и мышления ребенка.

Однако не следует забывать о том, что все дети разные, и существует необходимость в индивидуальном подходе к выбору занятий для конкретного ребенка.

Эти игры и занятия должны учитывать как уровень развития малыша, так и его личные интересы, заинтересованность в конкретной игре.

Видео о развивающих играх для детей дошкольников

Развивающие игры для детей 3-7 лет:

1 КОММЕНТАРИЙ
  1. Чтобы помочь маленькому ребенку познавать мир, можно купить игрушки всякие развивающие, пазлы, можно уже и буковки с цифрами начинать учить, если терпения хватит. Мой в 2 года уже знал все буквы, поэтому рано читать научился

    Ответить автору Ольга

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ