Ребенок в 1 месяц. Развитие, что умеет, сколько должен спать, есть

Именно в 1-й месяц развитие ребенка выражается возникновением рефлекторных способностей. Детскому организму предстоит приспосабливаться к новой среде жизни, и в это время малыш полностью зависит от взрослого. В данный период нужно знать, какие навыки и возможности способен выполнить маленький человек.

Отличия в развитии мальчиков и девочек

Различие разнополых деток в возрасте 1 месяц:

МальчикиДевочки
Рост, см
50-5849-57
Вес, кг
3,5-5,53,1-5,2
Окружность головы
35,5-39,135,0-38,1
Обхват груди
34,1-38,934,0-38,0

Физическое развитие месячного ребенка

Ребенок в 1 месяц приспосабливается к новой жизни. За его развитием должна следить мама, в первую очередь правильно организовав питание (прием пищи вовремя и в необходимом количестве). В среднем за 4 недели после рождения новорожденный должен набрать 600-900 г веса и вырасти на 3-3,5 см. Обхват головы и груди увеличивается на 1,5-2,5 см.

Ребенок в 1 месяц. Развитие, что умеет, сколько должен спать, есть

В этот период физическое развитие малыша отмечено следующими факторами:

  1. Младенческие глаза иногда косят и периодически блуждают, хотя их движения более координированы и плавные. Малыш фокусирует взгляд и видит предметы на расстоянии 25-30 см. Его привлекают черно-белые изображения и другие контрастные оттенки. Он с охотой рассматривает лица, и его не очень интересуют остальные предметы, поэтому не стоит приобретать броские погремушки. Оптимальный вариант: держать дитя перед собой и общаться с ним.
  2. Если привлечь внимание лежащего на спине грудничка разговором, находясь при этом на расстоянии 45-50 см от него, а затем замолчать, то младенец замрет и будет внимательно рассматривать взрослое лицо. На этом жизненном этапе формируется способность различать размеры и форму разных предметов.
  3. Обоняние – самое развитое чувство, которое вырабатывается еще во внутриутробном периоде и продолжает развиваться сейчас. Новорожденному нравятся сладкие запахи, а горькие и кислые возбуждают отвращение. Если малыш получает грудное кормление, то он выберет мамино молоко среди остального прикорма.
  4. Малыш начинает чаще есть.
  5. Узнает тембр разговора матери, прекращает плакать при слушании знакомого голоса. Наружный детский слуховой канал располагается вертикально и очень узкий. Он состоит из постепенно окостеневающих хрящевых тканей.
  6. Месячные младенцы реагируют на прикосновения, в таком возрасте дитя распознает, что к нему прикоснулась мама или близкий человек.

Рефлексы малыша

Адаптироваться к новой жизни новорожденному помогает комплекс рефлексов. Некоторые из них считаются врожденными, они трансформируются на новый уровень или исчезают.

Ребенок в 1 месяц. Развитие, что умеет, сколько должен спать, есть

В первые 4 недели жизни у ребенка выделяют перечень таких рефлекторных способностей:

  • Хватательные. Возникают во время легкого прикосновения или проглаживания крохотной ладони, при этом младенец пытается ухватить и удержать все, что касается его руки. Данный рефлекс появляется во время утробного развития на 16 недели беременности и остается до 5-6 месяцев после рождения.
  • Поисковый. Маленький человек поворачивает голову, когда поглаживают или прикасаются к его щеке, а также открывает рот при несильном нажатии на центральную часть нижней губы. Это умение – необходимое звено инстинкта поиска питания.
  • Подошвенный или стопный. Когда карандашом или пальцем дотрагиваются до детской стопы, пальцы растопыриваются и ступня отводится.
  • Рефлекс Моро считается важным критерием правильного развития нервного аппарата у ребенка. Это реакция дитя на испуг, резкие или внезапные звуки. Ее особенности заключаются в вытягивании в стороны рук, с последующим их сближением. Проверяют реагирование так: внезапно разгибают ноги уложенного на спину малыша или приподнимают его нижние конечности вместе с тазом вверх. Далее выполняют резкий хлопок руками рядом с лежащим дитем.
  • Плавательный. Если малыша положить на живот, он производит движения, как во время плавания.
  • Рефлекс Бабкина. Возникает при нажатии на детскую ладонь, при этом младенец поворачивает голову, открывает рот и сгибает ладошки. Это естественная реакция, проявляющаяся в первые 2,5 месяца жизни, проистекает она довольно ярко. Если данная рефлекторная способность отсутствует или протекает вяло, это может свидетельствовать о проблемах с ЦНС.
  • Непроизвольная ходьба. Если новорожденного взять под руки и немного наклонить вперед, чтобы он касался ногами любой поверхности, он должен делать имитирующие поступь движения (автоматическая ходьба).
  • Сосательный – у грудничка отмечаются сосательные шевеления губ, если в области рта проводят пальцем или соском молочной железы.
  • Опорный. Поставленный к опоре ребенок разгибает нижние конечности и плотно на всю ступню опирается о твердую поверхность.
  • Рефлекс Бауэра (ползания). Если лежащему на животе младенцу надавить на подошвенную часть стопы, он рефлекторно совершает ползательные движения.

Двигательная активность

Ребенок в 1 месяц (развитие обусловлено особенностями ребенка) начинает проявлять двигательную деятельность, которая не отличается четкой координацией, но довольно хорошо выявляется. Мускулатура находится в физиологическом тонусе – пальцы собраны в кулачки, а ноги согнуты в коленных суставах. Малыш способен активно двигать одновременно руками и ногами.

Ребенок в 1 месяц. Развитие, что умеет, сколько должен спать, есть
Двигательная активность ребенка в 1 месяц при правильном развитии

Родителям нужно научиться разгадать язык тела новорожденного. Клиническими экспериментами в области педиатрии подтверждено, что сгибание пальцев на нижних конечностях говорит о болевых ощущениях. Если его мучают колики и вздутие, то малютка часто размахивает ногами в виде выбивательных приемов. Если малыш не очень крупный, и его выкладывают на живот, то он поднимает и держит голову.

Психомоторное развитие

Психомоторное развитие малыша в возрасте 1 месяц:

  • Зрение – ребенок фиксирует взгляд на недвижимом предмете или лице взрослого человека, далее начинает следить за передвигающимся объектом. Еще периодически проявляется косоглазие, а при ярком свете грудничок зажмуривает глаза.
  • Слух – при шуме происходят вздрагивания, при внезапном резком звучании начинаются мигания веками. Кратковременно сосредотачивается на голос и звук.
  • Речь — рождаются единичные заднеязычные отзвуки «к» и «г».
  • Эмоции – возникает ротовое внимание (малыш открывает рот, когда к нему обращается взрослый).
  • Моторика – поднимает и пытается держать голову в позе лежа на животе.

Психоэмоциональное состояние

Ребенок в 1 месяц (развитие должно контролироваться родителями) проявляет следующие признаки психоэмоционального состояния:

  1. Радует первой улыбкой (физиологической направленности).
  2. Производит первые звуки в виде кряхтения и сопения. Если с малышом постоянно разговаривают, то он начинает гулить (агукать).
  3. На громкие и слишком резкие шумы реагирует плачем, замиранием или вздрагиванием.
  4. Когда взрослые берут малыша на руки, он перестает плакать.
  5. Помогает маме в процессе кормления (ищет и ловит сосок груди ртом, удобно устраивается).
  6. Стремится к социальному общению, сориентирован на родителей.
  7. Чтобы добиться своего, громко и продолжительно кричит.
  8. Через плач выражает любой дискомфорт, жажду или голод.
  9. Удивляется незнакомым звукам.
  10. При получении положительных прикосновений дети успокаиваются и реже капризничают.
  11. Любит прикасаться к мягким вещам (плед, одеяло), ему не нравится внезапное и грубое перемещение.
  12. Во время бодрствования детское лицо смутное, ничего не выражает.
  13. Реагирует на заботу и теплый физический контакт.

Эмоциональная сфера

Свои эмоции грудничок в основном выражает плачем. Не стоит в этом случае переживать, он хочет что-то сообщить. Возможно, он хочет кушать или спать, ему страшно, холодно, таким способом он просит маминого внимания. Также свои чувства новорожденный может передавать посредством округления рта или расширением глаз.

Вначале понять требования малютки непросто, но со временем родители научатся отличать тон крика и интонацию, и смогут распознать, что беспокоит маленького человека. Эмоциональное состояние новорожденного зависит от настроения взрослых, поэтому рекомендуется уделять малышу много заботы и тепла, разговаривать с ним тихим голосом, поглаживать и не нервничать.

Показатели эмоционального развития месячного ребенка:

  • из 10 ч активен всего лишь 1 ч;
  • дитя затихает, когда родные берут его на руки;
  • помнит вещи, появляющиеся перед его взором несколько раз на протяжении 4-5 с;
  • способен глазами устанавливать контакт;
  • реагирует на знакомый голос;
  • при улыбке матери младенец задерживает взгляд на ее лице;
  • делает попытки воспроизвести мимику окружающих людей и ответить на обращение;
  • произносит сопящие и булькающие звуки.

Может ли улыбаться?

Ребенок в 1 месяц (развитие становится задачей родителей) делает многие действия, например, может улыбаться. Первая улыбка у новорожденного может появиться в день, когда он родился, через неделю, или спустя 4 недели после рождения. Но это сонная усмешка, которая возникает в минуты достаточно глубокого сна и не относится к осознанным эмоциям.

Ребенок в 1 месяц. Развитие, что умеет, сколько должен спать, есть

Специалисты оценивают неосознанную ухмылку как рефлекторное мышечное движение в виде реакции на приятные ощущения. Первая настоящая улыбка появляется у малыша в 6-8 недель.

Режим дня новорожденного

Месячные малютки спят приблизительно 15-16 ч в сутки. Каким образом это время распределяется в течение дня, зависит от новорожденного. В среднем, это около 3 непродолжительных дневных сна и 8,5 ч ночного покоя (предположительно с перерывами). В действительности, все дети разные, и возможны отклонения.

Ребенок в 1 месяц. Развитие, что умеет, сколько должен спать, есть

Есть общие проблемы с режимом сна, которые замечены у 4-недельных деток:

  • Ребенок отказывается спать. Такое состояние может вызвать перевозбуждение или какой-либо дискомфорт.
  • Грудничок спит целый день. Это случается, когда малыш заболевает, путает время суток или очень любит поспать. Педиатры советуют разобраться с причиной сонливости, а затем решать, что делать дальше.

Нормой считается, если месячный малыш через 2-3 ч. пьет грудное молоко и каждые 3-4 ч. ест искусственные смеси.

Если новорожденного кормят грудью, то не стоит беспокоиться о количестве маминого молока. Малютка даст понять, когда он насытился – он закончит сосать грудь или отодвинется от нее.

В недалеком будущем малыш приспособится и будет за короткое время выпивать больше грудного молока. Поэтому на кормление время будет уходить меньше времени. Детского питания достаточно на 4 ч в количестве 115 г. В месячном возрасте врачи рекомендуют питаться только смесями или принимать грудь, допускается их комбинация.

Как помочь новорожденному освоить важные навыки?

Самое важное условие для нормального развития младенца – присутствие мамы рядом. На 1-м месяце жизни интервалы между сном очень маленькие, и в этот период нужно правильно распределить время бодрствования, чтобы успеть сделать массаж, зарядку, поиграть и поплавать.

Ребенок в 1 месяц. Развитие, что умеет, сколько должен спать, есть

Обязательно следует разговаривать с малышом, который различает высокие и низкие звуки, а также предпочитает вместо набора слов осознанную речь. Кроме того, грудничку рекомендуется включать разнообразную классическую музыку.

Советы, как заниматься с грудничком в возрасте до 1-го месяца:

  1. Упражняться с малышом около 5-7 мин. в день.
  2. Регулярно переворачивать ребенка с живота на спину и наоборот. Так он быстрее начнет двигать ногами и руками.
  3. Чаще брать младенца на руки, баюкать и массировать его тельце. Этот фактор благоприятно сказывается на развитии психоэмоциональной сферы.
  4. Фокусировать детский взгляд для закладки познавательных возможностей.
  5. Часто осмысленно разговаривать с новорожденным. Это способствует появлению важного показателя развития речи – гуления.
  6. Для формирования слухового аппарата возле малыша извлекают звуки, потряхивая погремушкой, колокольчиком или маракасом. При этом игрушку передвигают и наблюдают, чтобы он искал источник звучания.
  7. Следует попытаться понять потребности и желания малютки.

Игры

Ребенок в 1 месяц (развитие зависит от многих факторов) активизирует свою двигательную активность через различные упражнения. В первые 4 недели жизни специалисты рекомендуют развивать врожденные рефлексы: ходьба, ползание и хватание.

Методы обучения:

  1. Часто выкладывать грудничка на живот, под стопы подставить ладонь, малыш отталкивается от руки и ползет.
  2. Для занятий используют фитбольный мяч (диаметр 1 м). Дитя укладывают на мячик, при этом поглаживают ему живот и спину, слегка покачивая ребенка на снаряде в разные стороны. Это упражнение поможет окрепнуть маленькому организму.
    Ребенок в 1 месяц. Развитие, что умеет, сколько должен спать, есть
  3. Для развития зрения помещают на протянутой руке яркую игрушку на расстоянии 60-70 см над лицом младенца. Когда его взгляд остановится на цветной погремушке (шарике, кольце) выполняют покачивания предметом влево и вправо с размахом в 5-7 см и частотой 2 раза в 1 с. Далее игрушку перемещают в разные стороны, приближая ее к лицу на 25-30 см, и снова удаляя. Длительность сеанса – 2 мин., в день желательно делать не более 2 раз. Для слуха по такой же методике проводят занятия с предметом, издающим мягкий, негромкий звук.
  4. Познакомить дитя с новым звучанием поможет мобиль, представляющий собой подвесную конструкцию, сделанную в яркой цветовой гамме и имеющий музыкальные проигрыватели.
  5. Подвешивают красивый разноцветный колокольчик в поле зрения младенца, чтобы он слышал его звучание и видел покачивания предмета. Это даст возможность маленькому человеку соединить приятный звук с красивой картинкой. Если колокольчик прикрепить над колыбелью, то вначале малыш будет наблюдать за ним, а потом уснет.
  6. Рекомендуется пританцовывать под музыку, держа грудничка на руках. Он обрадуется плавному встряхиванию и покачиванию, которое чувствовал еще в материнской утробе.
  7. Нужно потрясти погремушкой с одной, а затем с другой стороны от ребенка. Вначале делать это тихо, постепенно наращивая звучание. Через время малыш поймет, что доносящийся звук идет извне и станет искать источник шума. Желательно выбирать не очень звонкие игрушки, для детского слуха приятнее тихое шуршание и слабое потряхивание предметом.
  8. Педиатры советуют делать поглаживания детского тела. Например, ладонями провести по животу или пощекотать перышком. Если ему такие действия понравятся, то он выпятит живот. Массирование спины заставит малыша быстрее поднять голову.
  9. Для развития мускулатуры нижних конечностей рекомендуется поглаживать внутренние и внешние области стоп. Малыш будет разворачивать ногу за проделываемыми движениями. Если прикоснутся к пальцам ноги, то он их сожмет, а при разглаживании середины ступни пальцы распрямятся.

Ребенок в 1 месяц. Развитие, что умеет, сколько должен спать, есть

Выполняя упражнения и игры, учитывают следующие нюансы:

  • Малыша лучше положить головой к окну. Так при рассматривании игрушек ему не будет бить в глаза яркий свет.
  • Игровые предметы желательно менять через 3-4 дня.
  • Развивающие занятия проводят каждый день в количестве 2-3 раз продолжительностью по 1 мин. Постепенно время увеличивают до 3-4 мин.
  • Игрушки демонстрируют младенцу так, чтобы в поле зрения ему не попадали части тела взрослого. Поэтому погремушку лучше присоединить на петельку, а различные рисунки и мордочки крепят к палочке.

Занятия в воде

Для младенца важно принимать водные процедуры. Опускать его в воду рекомендуется осторожно, начиная с пяток. Дети очень чувствительны к перемене окружающего «физического» мира, они только осваиваются с собственной невесомостью в водном пространстве.

Ребенок в 1 месяц. Развитие, что умеет, сколько должен спать, есть

Перечень полезных упражнений:

  1. В первые дни жизни купаться можно совместно с мамой, это поможет снять вероятность появления негативных эмоций. При купании в ванной рекомендуется положить дитя так, чтобы он затылочной частью тела и спиной опирался на мамино плечо и грудь. В это время левой рукой стоит поддерживать его за живот, а правой поливать тело водой или давать рассматривать ему игрушки.
  2. Если грудничок купается с папой, то из мужских ног и коленей получаются отличные горки для ребенка.
  3. Стоя за бортом ванны малютку кладут на живот и катают его по водной поверхности, покачивая сверху вниз и переворачивая с одного бока на другой, при этом поддерживают младенца за подбородок.
  4. Малышу непременно понравится отталкиваться от бортика ногами. Для этого его поворачивают у края ванной, чтобы он прикасался к стенке согнутыми нижними конечностями. Ребенок должен сам оттолкнуться от упора и слегка продвинуться по водной поверхности. Когда взрослый доведет его до другого бортика, то повторяют аналогичные действия. Чтобы малыш понял, что от него требуется, необходимо выполнить несколько пружинистых движений, имитирующих толчки от стенки.
  5. Для хождения по дну ванной младенца держат под мышками, при этом слегка наклоняя корпус вперед, тем самым стимулируя шаговые рефлекторные передвижения.
  6. Плавание на спине отлично развивает равновесие и вестибулярный аппарат. В этом случае малыш легонько покачивается на руках взрослого.

Несмотря на то, что у грудничка впереди вся жизнь, именно в 1-й месяц родители с особой внимательностью и ответственностью должны следить за развитием ребенка. Этот период характеризуется новыми ощущениями, необычайными впечатлениями и переживаниями взрослых.

Видео о том, как развивается ребенок в 1 месяц

Календарь развития ребёнка в 1-й месяц жизни:

Оцените статью
Беременность, роды, новорожденный ребенок, лечение, развитие, воспитание, здоровье мамы после родов
Добавить комментарий