Скороговорки для хорошей дикции и речи детей. Логопедические упражнения, постановка звуков

Скороговорки – это специальная подобранная фраза с трудными для произношения звуками. Они служат для улучшения дикции и развития речи у детей, увеличивают словарный запас. В зависимости от возраста ребенка используются разные по сложности скороговорки.

Детям, начинающим говорить, предлагаются – простые тексты, имеющие один тяжелый звук, старшим – сложные, содержащие сочетания трудновоспроизводимых звуков. Чтение скороговорок – это отличный способ, направленный на формирование правильного произношения звуков и слов у ребенка.

Для тренировки сонорных звуков

Способ общения между людьми – речь. С ее помощью устанавливаются контакты, осуществляется процесс познания мира. В человеческой речи немало звуков, неподдающихся правильному произношению малолетним ребенком. В таких случаях требуется помощь специалиста или эту заботу о ребенке берут на себя родители.

Скороговорки для хорошей дикции и речи детей. Логопедические упражнения, постановка звуков

Скороговорки для улучшения дикции и речи у детей направлены на формирование правильного произношения звуков и слов. Наиболее сложными для большинства детей является произношение звонких согласных.

Разучивать скороговорки требуется в определенном порядке и строгой последовательности:

  • Для начала весь текст произносится неторопливо и внятно. Требуется убедиться, что смысл произнесенной скороговорки понят правильно и различим каждый звук.
  • Ребенок должен повторить текст также медленно и членораздельно. Необходимо следить за правильностью проговаривания звуков и ударений. Ребенку необходимо усвоить, что он говорит.
  • Когда ребенок запомнит текст и разберется с правильностью выговаривания, скороговорку нужно повторить без голоса, используя только губы, зубы и язык.
  • Следующий этап – повторение текста шепотом и четко.
  • Проговорить скороговорку вслух неторопливо и без ошибок.
  • Перейти к игровой форме, способствующей запоминанию и правильному произношению:
  1. с вопросом;
  2. с восклицанием;
  3. с восторгом;
  4. с грустью;
  5. с угрозой;
  6. грубо;
  7. нежно;
  8. напевно;
  9. задумчиво.
  • Попросить ребенка ускорить темп, повторив текст несколько раз, следя за произношением.

Тренировка звука Р

К 4-5 годам дети начинают произносить звук Р, для этого необходим хорошо развитый речевой аппарат у ребенка. Для постановки буквы: кончик языка прикасается к небу, воздух выталкивается с силой, чтобы верхняя часть языка вибрировала.

Скороговорки для хорошей дикции и речи детей. Логопедические упражнения, постановка звуков

Детям предлагаются короткие и понятные скороговорки, несложные в произношении, нацеленные на тренировку какого-то одного звука для детей.

4-5 лет:

  1. Ворона украла коробку корок.
  2. Варя варила, варила варево, но не доварила.
  3. Орел-король кружил вокруг.
  4. Краля-Варя кралась к ларю.
  5. Курьер обогнал курьера, не добрался до карьера.
  6. Крот слепой роет коридор кривой.
  7. Рыдала Рая, кружка с кефиром пустая.

6-7 лет:

  1. Корнет рапортовал, не дорапортовал и зарапортовался.
  2. В коровник дверь была закрыта, корова уперлась рогами в корыто.
  3. Свинья тупорыла, белорыла полдвора изрыла, вырыла и подрыла рылом.
  4. Про Жорку, Варвару и Егорку говорили дровосеки, рубя засеки.
  5. Воры своровали у Варвары дрова, рассердилась Варвара, убрала дрова со двора.
  6. Не руби дрова, на траве – двора, там трава на дворе, а на траве – дрова.
  7. Тридцать три пирога с пирогом съел Рома, а с творогом – поделился с другом.

Если ребенок 5-6 лет не освоил правильное произношение звука Р, родителям необходимо показать его специалисту, поскольку это могут быть и физиологические причины нарушающие работу речевого аппарата. Занятия должны быть усложнены и занимать более продолжительное время.

Тренировка звука Л

Иногда у детей не получается произносить звук Л, они его просто пропускают или заменяют другим звуком, это может быть гласный звук У, свистящий С или другие звуки – Ф, В, Д, удобные для произношения. Если ребенок научился произносить звук Р, то он может использовать его вместо Л.

Скороговорки для хорошей дикции и речи детей. Логопедические упражнения, постановка звуков

Совместно с другими обучающими методами, для тренировки произношения звука Л, используют следующие скороговорки.

Детям 2-3 лет:

  1. Леля лизнула лукум.
  2. Леня лунку копал, но не выкопал, а закопал.
  3. Мила молоко взболтала, не доболтала.
  4. Лушка колом колотит клушку.
  5. Коля пил кока-колу.

Детям 4-5 лет:

  1. Целую неделю мыли пол у Емели.
  2. Алена мала в пеленку спелена.
  3. А на нашей елке острые иголки.
  4. Прибежали волки, испугались елки, напугали Колю, веселились вволю.
  5. Клава любит лютики, лютики-малютики.

Детям 6-7 лет:

  1. Свекла вся поблекла, высохла, усохла, а сначала мокла, потому не сохла.
  2. Коля любит мультики и халву, и лукум, и оладьи с молоком.
  3. Пилит, пилит до опилок острая пила, больно толстый ствол взяла, раскалилась добела.
  4. Уложили Лелю в люлю, напоили молоком, молоко полилось, промочило пеленку насквозь.
  5. Мыли мылом и скребли половицы пола, столько мыла извели, что смеялась школа.

Тренировка звука М

Детям 2-3 лет скороговорки короткие:

  1. Мамуля муку молола.
  2. Мальчик играл в мячик.
  3. Мишка смешон для мышек.
  4. Казак посеял мак, потом смолотил.

Детям 4-5 лет:

  1. Недомоганье у меня – ничего не могу.
  2. Молоко и мармелад любят все и стар, и млад.
  3. Дым дымил, мороз мост мостил.
  4. Моль крылом махалась, в мехе зарывалась.

Для детей 6-7 лет:

  1. Мыли Машу, мыли Мулю, мылом намылили и отмыли.
  2. Малыша мучили, науками замучили.
  3. Мышки сшили из мешка мешковатые штанишки.
  4. А мы мост мостили, но не замостили, а вымостили.
  5. Мамалыгу с молоком можем кушать с сахарком.

Тренировка звука Н

Схема тренировок освоения звука Н, проходит аналогично.

Для детей 2-3 лет:

  1. Пони носит пончо.
  2. Гоблин носатый клонит калину назло.
  3. Полкан попал в капкан.
  4. Игнат не виноват.

Для детей 4-5 лет:

  1. Пономарь у нас, пономарям всем пономарь.
  2. Надевал носки на ноги Никанор быстроногий.
  3. Наглеца накрыли наглухо, нечего наглеть.
  4. Пони такие же кони, носятся быстро, уйдут от погони.

Для детей 6-7 лет:

  1. Интервью у интервента, взял интервьюер.
  2. Носит ножик Нариман и кладет его в карман.
  3. Наливал в стакан стеклянный наш солдатик оловянный.
  4. В догонялки наши ноги длинные, всех догонят и перегонят.
  5. Надел Нил панаму набекрень и носит так полный день.

Звуки «р», «л», «м», «н» – создаются вибрациями воздуха на выдохе. Неправильное речевое дыхание вызывает трудности с правильным произношением звуков. Еще одной причиной может быть слабость речевых мышц лица. Эти проблемы устранимы, если проводить специальные упражнения.

Для тренировки шумных звуков

Скороговорки для улучшения дикции и речи у детей помогают исправить неправильное произношение у этой группы звуков, имеющих свои особенности.

Тренировки звука П

Для детей 2-3 лет:

  1. Петя пошел погулять, попугайчиков искать.
  2. Купи пух – голосил петух.
  3. Поля песенку поет, папа ей несет компот.

Детям 4-5 лет:

  1. Покупали мы покупки: пиджаки, пальто, паштет – положили все в пакет.
  2. Порезали палец, пришлось перевязать.
  3. Отплывает пароход прямо от причала.
  4. А из-под копыт, пыль по полю летит. Пес Пушок и Петушок искали пироги, положили их в мешки.

Детям 6-7 лет:

  1. Повар Петя полбу варит, повар Паша пикшу жарит.
  2. Плакала Поля в поле, потеряла пенал, только был, теперь пропал.
  3. Попугай повторяет, что он всех перепугает.
  4. Паша полет поле, сорняки подбирает Поля.
  5. На копне колпак, под колпаком папуас пялится на нас.

Тренировки звука Б

Для детей 2-3 лет:

  1. Бобыль бобы добыл.
  2. Бабуля по бубну бьет.
  3. Бык – белый бок бегал с булкой, как телок.
  4. Бегают бабуси, где же наши гуси.

Для детей 4-5 лет:

  1. Обули ботинки, побежали на базар.
  2. Баранки падали с обоза, белки собирали, в норки убирали.
  3. Добрые бобры камни убирали, чтоб бобрята весело играли.
  4. Баран буянит, брови поднимает. Не ест, не спит, без толку бубнит.

Скороговорки для хорошей дикции и речи детей. Логопедические упражнения, постановка звуков

Для детей 6-7 лет:

  1. Бродят бродом бродники, бочки правят бортники.
  2. Балагур и баламут балаган устроили, всех обеспокоили.
  3. Батальон в баталии басурманов бьет, бухает бомбардами, победу обретет.
  4. Брюзжит брюзга, близко бродит тоска.

Тренировки звука В

Неумение произносить звук В, встречается редко из-за простоты его артикуляции. Причиной искажения являются дефект верхней губы или повышенный тонус губ, иногда это связано с нарушением фонематического слуха, когда дети не различают разницы между звуками звонкими и глухими.

Улучшению дикции и речи у детей способствуют специальные упражнения, которые можно проводить самостоятельно, без помощи специалиста. Для этого служат скороговорки.

Детям 2-3 лет подойдут короткие скороговорки:

  1. Водовоз воду вез.
  2. Великан Вова понимает с полуслова.
  3. Валя веночки вязала, ей Василиса помогала.

Детям 4-5 лет:

  1. Вавила верзила валуны ворочал.
  2. Ветер воет, словно волк.
  3. Важный возница в ванне восседает.
  4. Все выше и выше, и выше волокут валун.

Детям 6-7 лет:

  1. Волхв в хлеву волховал, волхвам волховать помогал.
  2. Волчок в воде вертится, вынырнуть стремится.
  3. Волк волчонка поволок внутрь своей пещеры.
  4. Видели вороны ватные тюки, вековуха Вера возит те вьюки.

Тренировки звука Ф

Звук аналогичный звуку В, при произношении используются та же артикуляция и те же приемы исправления.

Скороговорки для детей 2-3 лет:

  1. Федя в фуфайке с Фаей на лужайке.
  2. В кафе Фома, у Фомы кофе.
  3. Конфеты – Ивану, а вафли – Феофану.
  4. Филипп филина боится, может филин и позлиться.

Детям 4-5 лет:

  1. А на фото: Фима, Фаня, Феофан, лучший друг – футбольный фан.
  2. У Феди домофон, а у Фили мегафон, кофточка у Фаи, футболочка у Таи.
  3. Филя Филимонов в фуфайке и кальсонах.
  4. Фрося футбольная фанатка, Фая просто акробатка.

Детям 6-7 лет:

  1. Федя фотографирует УФО, это просто комильфо.
  2. Фараонов фаворит на сапфир сменил нефрит.
  3. Фрол трансформировал трансформер в трансформатор.
  4. Феофану факты не указ, он их трансформирует на много фаз.

Тренировки звука К

Скороговорки для улучшения дикции и речи у детей помогают в произношении звуков, относящихся к группе заднеязычных. Освоив звук К, можно переходить к буквам Г и Х.

Скороговорки для хорошей дикции и речи детей. Логопедические упражнения, постановка звуков

Детям 2-3 лет рекомендуются скороговорки:

  1. Коля кушает яблоки.
  2. У Николы бутылка кока-колы.
  3. У нашего Коли есть собачка колли.
  4. Ест коза кочан капусты, а у кошечки все пусто.

Детям 4-5 лет:

  1. Клим колотил по клину, заколачивал и приколачивал.
  2. Кот не ел бублики, копил копейки и рублики.
  3. Клубится дымок, курит трубку казачок.
  4. Кудахчет квочка, сторожит сыночка.

Детям 6-7 лет:

  1. Карлик к нам прокрался, на ковре покувыркался.
  2. Константин Константинович констатировал константу.
  3. Уехал Коля в Кострому, навестить свою куму, поиграть с ней в казино, а потом сходить в кино.
  4. Король на корону копейку копил, а вместо короны корову купил.

Тренировки звука Г

Используемые скороговорки для детей 2-3 лет:

  1. У Галки галка сидит на гальке.
  2. Гогочут гуси у бабуси.
  3. У Олега увязла телега, в телеге Олег до зимнего снега.
  4. Голубь голубой глядит на нас с тоской.

Для детей 3-4 лет:

  1. Гога сжег пирог, погубил галушки, уходи за порог, кухня не игрушки.
  2. Сажа, гарь и уголь угодили в угол.
  3. Гусли играют – гостей созывают: гори, гори ясно, чтобы не погасло.
  4. Гуси и гаги гогочут в овраге.

Скороговорки для хорошей дикции и речи детей. Логопедические упражнения, постановка звуков

Для детей 6-7 лет:

  1. Орел на горе, перо на орле, гора под орлом, орел под пером.
  2. Маргарита на горе маргариток набрала, еще погуляла, гвоздик насобирала.
  3. Грусть-печаль горит огнем, никак не угасает, друг грезит о другой, меня он избегает.
  4. Горы и овраги, гейзеры, бугры, все пройдут бродяги, други – гайдуки.

Тренировки звука Х

Детям 2-3 лет:

  1. Халве хвала, хвалю халву.
  2. Хохотом хохочут хохлатые хохлушки.
  3. Хомяк скок-скок, хлеб схватил и наутек.
  4. Хохотали хохотушки, хлопали они хлопушки.

Детям 4-5 лет:

  1. До хрипоты хрипел Архип, я от всех от вас охрип.
  2. Захотелось поохотиться Ерохе, но куда такому крохе.
  3. Хитер хорек, он хворост в норку уволок.
  4. Муха-цокотуха залетела в ухо, чешет свое брюхо.

Скороговорки для хорошей дикции и речи детей. Логопедические упражнения, постановка звуков

Детям 6-7 лет:

  1. Ходит дом ходуном, хохочут все кругом, ха-ха-ха, да ха-ха-ха, пересолена уха.
  2. Захотели петухи походить, как пастухи, жучков охранять, с хрустом их потом клевать.
  3. Хранил сахар Захар, набил им амбар, там и хлеба краюхи, но мешают мухи.
  4. Хавронья хрюкнула в хлеву хрю-хрю – хочу халву, а хозяйка ей в ответ, халвы для хрюшки в доме нет.

Тренировки звука Д

Звук Д произносится выдыханием на кончик языка. Дети часто его путают с буквами Т, Б и Г, от этого искажается звучание. Для правильной постановки звука помогут скороговорки.

Детям 2-3 лет:

  1. Делал дом в селе дед Даня, а должна еще быть баня.
  2. Дима делал домик, жить там должен гномик.
  3. Дудит в дудку дед Дадон, сильно-сильно дует он.
  4. Дождик на улице идет, девочка в домике солнышка ждет.

Детям 4-5 лет:

  1. Дупло дятел долбит, от ударов дуб дрожит.
  2. Детвора во дворе дробит льдины в декабре.
  3. Медведь любит мед, за ним забрался в огород.
  4. На дереве дятел сидит, и дупло свое долбит.

Скороговорки для хорошей дикции и речи детей. Логопедические упражнения, постановка звуков

Детям 6-7 лет:

  1. Дорогого друга деда накормили мы обедом, он позвал с собой соседа, чтоб была у нас беседа.
  2. Дремота у Федота, открыты все ворота, пора уж не дремать и ворота закрывать.
  3. Дрель дрожит и дребезжит, это нас не удивит, от дремоты освободит.
  4. Деликатно не доел и остался не у дел.

Тренировки звука Т

Детям 2-3 лет:

  1. Топали до тополя, все ноги оттопали.
  2. У Натки тапки, тапки у Натки.
  3. Стук да стук, тук да тук, дятел лезет в свой сундук.

Детям 4-5 лет:

  1. Тетерев запутался в сетке, теперь живет он в клетке.
  2. Требуется трудиться, страдать и просто биться.
  3. Так красота происходит от труда, следует стремиться, хорошо трудиться.
  4. Трещат в траве цикады, тревожат сон солдата.
  5. Тарелку тефтелей дали Тимуру, укрепить его натуру.

Скороговорки для хорошей дикции и речи детей. Логопедические упражнения, постановка звуков

Детям 6-7 лет:

  1. Тревога, тревога, тайфун у порога, смоет весь поток воды, не оставит и цветы.
  2. Трудно требовать тавро, так оно уже старо, но поступим так хитро, ставить будем мы тавро.
  3. Подтянем плетень и устроим себе тень, так сморила мутотень, что теперь все просто лень.
  4. Три тополя на тропе, не пробраться тут толпе.
  5. Трактор трудно тарахтел, потому что постарел.

Для тренировки щипящих

Скороговорки для улучшения дикции и речи у детей необходимы при освоении шипящих и свистящих звуков. Для постановки звуков следует объяснить ребенку, каким образом достигается звучание. Как должен быть расположен язык во рту, как им нужно двигать и как дышать. И только после этого переходить к тренировкам с использованием скороговорок.

Тренировки звука З

Упражнение, применяемое при тренировках этого звука, называют «Комарик». Язык занимает верхнее положение и его кончиком, проводя по верхним зубам, имитирует длительное з-з-з-з, словно летит комарик. Освоив это упражнение, переходят к скороговоркам.

Для детей 2-3 лет:

  1. Зил зеленый папу злил, заводился плохо ЗИЛ.
  2. Злился зайка на козу, даже выпустил слезу.
  3. Зоиного зайку зовут зазнайка.

Детям 4-5 лет:

  1. Грузовик без груза, грузятся арбузы.
  2. Подвязала Лиза розы, засадила две занозы.
  3. Заводили ЗИЛ зеленый и давили по газам.
  4. Задрожали зайки, завидев волка на лужайке.

Детям 6-7 лет:

  1. Зина в звоночек зазвонила – зайцев зазывала, завтраком угощала.
  2. В зоопарке зебры на траве зеленой затаились за забором.
  3. Звонко зазвенел звонок, начинается урок.
  4. Из-за горизонта зарево зари затемнело, загорелись фонари.

Тренировки звука С

В игровой форме ребенок дует на немного высунутый язык, затем перемещает его за нижний ряд зубов, чтобы получилась воздушная струя. Выдыхание происходит плавно и долго без голоса. Рекомендуются скороговорки на разработку звука С.

Для детей 2-3 лет:

  1. Суслик нес сухой сук, сильно слышно стук и стук.
  2. Скисли сливки в миске у нашей киски.
  3. Саше сосиски, Семе сушки, Соне пампушки.
  4. В стогу сена спит спокойно Сеня.

Детям 4-5 лет:

  1. Соне сшили сарафан и вручили круассан.
  2. Санки скользят, Сеня радует ребят, везет Соню вместе с Саней.
  3. Сшил сапожник сапоги, ты их Саша береги.
  4. Косарь сено косит, самый сильный Сеня сено носит.

Детям 6-7 лет:

  1. Сильные слоны спокойны и смирны, потому что умны.
  2. Сонный Сеня слез со ступеней, споткнулся о порог, разорвал себе сапог.
  3. Встали строго, где знак СТОП, не пропустит нас сугроб.
  4. Сорок сорок ссорятся не в срок, стойте сороки, соблюдайте сроки.

Тренировки звука Ш

Проблемы со звуком Ш возникают из-за неправильного дыхания, проблем в речевом слухе, не развитом артикуляционном аппарате, индивидуальном строении уздечки. Скороговорки помогут детям в преодолении трудностей с произношением звука Ш.

Для детей от 2-3 лет рекомендуются:

  1. Ела кошка кашу из плошки.
  2. Шептун шутит, шепчет шепотом.
  3. Мышки несли сушки мишке.

Детям 4-5 лет:

  1. Шесть лягушат посадили в шесть ушат.
  2. У окошка лежала крошка, мышка крошку скушала, ее поймала кошка.
  3. Плошку у окошка сторожила кошка, в плошке мошка и каши немножко.
  4. Шишига в штанах шевелил ушами, было всем смешно.

Скороговорки для хорошей дикции и речи детей. Логопедические упражнения, постановка звуков

Детям 6-7 лет:

  1. Хороша простокваша та, что дали Глаше, шумит наша Глаша, дайте лучше кашу.
  2. Шесть старушек, шесть болтушек, шесть лукошек и в каждой шесть кошек.
  3. Шесть мышей решили, что кошек устрашили, из норок ушли, их потом и не нашли.
  4. На опушке шушукались старушки, шепотки шептали, потом кушали и кукушек слушали.

Тренировки звука Ж

От звука Ш ставится звук Ж, путем включения голоса при его произношении или осуществляется похожим способом, как при освоении звуков З и С, применяются методы артикуляции, дыхания и звукового произношения, в котором решающее значение имеют скороговорки.

Для детей 2-3 лет:

  1. Женя с Жанной жили, жили, не тужили.
  2. Съежился ежик, не видно ножек.
  3. Жаба и желтый жучок к ежихе пошли на лужок.

Детям 4-5 лет:

  1. Жучиха жужжала, жучат обучала, жжжжж, жучата отвечали, жужжали жжжжж.
  2. Жадный Жора, жмот и обжора, зажилил ужин, теперь мы с ним не дружим.
  3. Жужелицу Женя увидал, испугался, задрожал.

Детям 6-7 лет:

  1. Жадный животновод бережет свой живот.
  2. Жизнь – жестянка железному жнецу, жало зажимает жуткому жрецу.
  3. Журавли и жабы, желтые жучки жали на педали, хватали рычажки.
  4. На ужин долго ждали желтую ежевику и совсем не ожидали, что дадут клубнику.

Тренировки звука Ч

Звук Ч состоит из ТЬ и Щ, для его произношения кончик языка прижимают к небу и произносят ТЬ, затем ослабляют давление языка, делают щелку и произносят Щ, когда малыш это освоит нужно попросить его произнести оба звука слитно до тех пор, пока не получиться Ч. Скороговорки помогут закрепить это упражнение.

Скороговорки для хорошей дикции и речи детей. Логопедические упражнения, постановка звуков

Детям от 2-3 лет:

  1. Чудак кот, чешет спину о комод.
  2. В чуланчике диванчик, под диванчиком чемоданчик.
  3. Чашки, чайник доставай, будем пить зеленый чай.
  4. Печку чинят печники, пончик ждут ученики.

Детям 4-5 лет:

  1. Чисто в чуме у чукчи, чукча чинит чуни.
  2. Часики сломались, часовщику достались, чинит часики часовщик, починяет.
  3. Черный чайник полон чая, с ним гостей встречаем.
  4. Крепче чая не встречал, сахарочка добавлял, полную чашку наливал.

Детям 6-7 лет:

  1. Овечки греются у печки, черный кот – на чердаке, судачки и те в реке.
  2. Строчка за строчкой настрочим сорочек, черепашкам и зайчатам, и послушным дочкам.
  3. Четвертого числа сачком поймал чижа, сачок порвал сучок, чижику достался червячок.
  4. Черный чертенок чешет чело, чубчику голубчику ему все равно.

Тренировки звука Щ

Если ребенок выговаривает букву Ш, то проблем со звуком Щ не будет. Кончик языка поднимают к альвеолам, боковые края – к верхнему ряду боковых зубов. Произносится плавно и длительно. Исключение – когда дети путают Щ и С, тогда желательно поставить звук при помощи логопеда, а потом закрепить скороговорками.

Детям от 2-3 лет:

  1. Щеку щеткой чистили щенку.
  2. Хищнику нужно пищу, он ее в лесочке ищет.
  3. Щука защемила леща, вкусная пища.
  4. Я тебя везде ищу, отыщу и утащу.

Детям 4-5 лет:

  1. Пищит щенок, он спрятался под щиток.
  2. Черный плащ полощет ветер у черного товарища.
  3. Овощи выращу, отыщу котелок, щей наварю, чтоб хватило всем впрок.

Детям 6-7 лет:

  1. Щука злобная тоща, плавниками трепеща, нападает на леща.
  2. Щипается, кусается, трещит, словно трещотка и как же называется, да это просто щетка.
  3. Угощала теща тестя борщом, щукой и лещом.

Тренировки звука Ц

Для постановки звука Ц проводятся упражнения артикуляционной гимнастики, затем –автоматизация звука, Произносить звук Ц проще, освоив вначале звуки Т и С. Кончик языка за нижними зубами, произнести т т т т т, не останавливаясь усилить давление на кончик языка. Скороговорки для тренировки — следующие.

Детям от 2-3 лет:

  1. Цапля целилась цапнуть цветок.
  2. Цветочки зацветают, цветник благоухает.
  3. Цапля клюв сунула в цветы, клюв в пыльце, пыльца в цветах.

Детям 4-5 лет:

  1. Красивые птицы скворцы и синицы, цапли, цесарки и горлицы.
  2. Огурец зацвел в теплице, морозца не боится.
  3. Где водица, как напиться, спросил молодец у молодицы.
  4. Царь царицу целовал, а цыплята с курицей пьют чай на улице.

Детям 6-7 лет:

  1. В цирке циркач, на коне гарцует, зверей дрессирует.
  2. Пальцы сцепились в крепкую цепь, отцепить не просто.
  3. Цокают копытца, конь так быстро мчится, что боятся птицы.
  4. Цапля цепкая была, долго не грустила, сразу цап и целиком мышку проглотила.

Заключение

Скороговорка прекрасный речевой тренажер, но использовать его необходимо грамотно.

Навредить неокрепшему артикуляционному аппарату ребенка легко, если не соблюдать правил работы со скороговорками:

  • Главное условие: произносить медленно, но внятно, четко проговаривая звуки.
  • Подобрать скороговорки соответственно возрасту ребенка и имеющемуся дефекту речи. Важно, чтобы это нравилась малышу.
  • Не заставлять ребенка заниматься, если у него не получается. В противном случае малыш может замкнуться в себе.
  • Нельзя ругать, тем более наказывать, если что-то не получается. Лучше вместе обратить все в шутку, не задевая самолюбия ребенка.
  • Активно хвалить за достигнутый результат.
  • Ставить перед малышом посильную задачу, мотивируя рассказать, осиленную им скороговорку, Деду Морозу или на детском утреннике.
  • Не допускать использование скороговорок при отсутствии правильного произношения звука. Результативнее заниматься, когда звук ребенком освоен, произносится правильно, но неуверенно.

Прежде чем приступить к работе над скороговорками, у взрослого должно быть понимание, какие звуки малыш уже может произносить, а какие еще нет, в силу своего возраста.

Таблица нормы появления звуков в речи:

Возраст ребенкаПоявление звукаВремя занятийЧастота занятий
1-2М, Б, П, А, О, Э
2-3Т, Д, Н, К, Г, Х, Ф, В, И, Й, Ы, У10 мин2-3 раза в неделю
3-4С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ15 мин3-4 раза в неделю
4-5Л, Р15-20 минежедневно

Использование скороговорки для улучшения дикции и речи у детей поможет в тренировке речевого аппарата, развитию дикции. Ребенок учится понимать смысл слов и их значение.

Видео о том, как улучшить дикцию с помощью скороговорок

Скороговорки для развития речи и дикции:

Оцените статью
Беременность, роды, новорожденный ребенок, лечение, развитие, воспитание, здоровье мамы после родов
Добавить комментарий