1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Чтобы развить правильную четкую речь и дикцию у детей и взрослых необходимо использовать в комплексном подходе скороговорки совместно с другими методиками, дополняющими запоминание скороговорок. Для достижения хорошего результата тренинги проводятся ежедневно без выходных. Прекращаются только при достижении необходимого уровня дикции.

Как развить речь и дикцию у детей и взрослых

Методы развития речи и дикции у детей:

  1. Ребенку с 1 г. необходимо рассказывать короткие сказки, например, про курочку Рябу. Новую сказку каждый день рассказывать не стоит, повторяйте одни и те же.
  2. На прогулке необходимо проговаривать ребенку названия встречных предметов, машин. Ребенок должен видеть артикуляцию взрослого. Повторять одно название много раз подряд.
  3. С 1,5 лет можно проводить пальчиковые игры 15 мин. в 1 д.
  4. Занятие дыхательной гимнастикой:
  • пусть покажет, как надувается шарик,
  • как выдуть мыльные пузыри,
  • дуть на шарик так, чтоб он не падал.Скороговорки для развития речи и дикции у детей и взрослых. Логопедические упражнения для отработки звуков, сложные и для детского сада
  1. Когда ребенок немного подрастет, необходимо обсуждать с ним сказки, придумывать дополнительные эпизоды к сказкам, другие варианты развития событий.
  2. Проводить с детьми следующие упражнения в игровой форме:
  • пусть скажет, как говорит собака, кот;
  • попросить ответить с какой буквы начинается слово: дом, мама;
  • придумать слова, которые начинаются с буквы: а, б.
  1. Заучивать:
  • стишки;
  • поговорки;
  • скороговорки;
  • учить буквы.
  1. Проговаривать с ребенком много раз в разных сочетаниях слоги, в которых есть не получающиеся буквы.
  2. Называть ребенку предмет, например, бочка. Ребенок должен придумать, что с ней можно делать (катить, открыть). Пусть расскажет, что с бочкой делал Винни Пух.
  3. В игровой форме тренировать у детей понимание правильного употребления предлогов. Где находится стакан? На столе.
  4. Приучать детей, которые начали читать, делать это с удовольствием и много, читать вместе с ними.
  5. Интервьюирование. Проводится в виде вопросов и ответов.
  6. Метод пиктограмм – опорное изображение:
  • части предмета, который необходимо опознать;
  • буквы, чтобы помочь определить, где именно находится необходимый звук;
  • опираясь на картинки пересказывать сказку, рассказ.Скороговорки для развития речи и дикции у детей и взрослых. Логопедические упражнения для отработки звуков, сложные и для детского сада
  1. Рассказывайте с ребенком не сложные сказки в лицах.
  2. Предложите прорекламировать какой-нибудь продукт, после этого попросите рассказать, можно ли верить рекламе в магазине.
  3. Учить скороговорки.

Методы развития речи и дикции у взрослых:

  1. С орехами во рту проговаривать скороговорку, потом без орехов.
  2. Чтение стихов с карандашом во рту.
  3. Прослушивание записи своей речи, потом в местах нечеткого произношения отрабатывать правильность звуков.
  4. Проговаривание скороговорок.
  5. Проведение специальных упражнений для артикуляции, например, перед проговариванием букв «Д» и «Т» необходимо стучать кончиком языка по передним зубам.
  6. 15 минут в день дыхательной гимнастики, например:
  • встать прямо, руки на пояс, ноги поставить чуть шире плеч,
  • необходимо медленно вдыхать приоткрытым ртом,
  • при выдохе подняться на носочки и тянуть букву «М».
  1. Тренировка мышц языка и гортани, например, необходимо произносить буквы «А-Э-О». Широко рот открывать нельзя, проговаривать необходимо как можно глубже.

Артикуляционная гимнастика. Этапы

Звук формируется при помощи артикуляционного аппарата. Гимнастика необходима этому аппарату для того, чтобы приучить его органы находиться в положении, которое необходимо для произношения полноценного звука. Каждое движение производится не меньше 5 с. Все упражнения делаются 3-4 раза.

Этапы гимнастики:

  1. Тренировка дыхания: «сдувание снежинки» — цель: научить легко, мягко, равномерно выдыхать. Необходимо поставить перед ребенком руку с ватным шаром. Ребенок должен улыбаясь достать кончиком языка до нижней губы. В этом положении необходимо вдохнуть носом и сдуть шар, сказав длинное «фу-у-у» в сторону шарика. Необходимо следить, чтобы получилось именно «фу», а не «ху». Щеки надувать нельзя.
  1. «Остужаем чай» — цель: разработать легкие, научить делать очень длительный выдох. Сделать из картона стакан и пар. Пар клеится к стакану скотчем. Ребенок должен глубоко вдохнуть и сильно подуть на стакан. При правильном выполнении, пар вибрирует.Скороговорки для развития речи и дикции у детей и взрослых. Логопедические упражнения для отработки звуков, сложные и для детского садаСкороговорки для развития речи и дикции у детей и взрослых. Логопедические упражнения для отработки звуков, сложные и для детского сада
  2. «Футбол» — цель: разработка легких и тренировка губ. Положить на столе ватный шар, чуть дальше две ручки, как штанги ворот. Ребенок должен сложить губы в виде трубочки и сильно подуть на шар. Тем самым загнать его в ворота, между ручек. Выдох нельзя прерывать до тех пор, пока шар не попадет в ворота.

Гимнастика для артикуляционного аппарата

Каждое упражнение делать по 5 сек. На протяжении этого времени нельзя менять положение губ.

  • «Улыбка» — ребенок должен широко улыбнуться, но при этом не размыкать губ. В этом положении проговаривать длинный звук «И».Скороговорки для развития речи и дикции у детей и взрослых. Логопедические упражнения для отработки звуков, сложные и для детского сада
  • «Труба» — вытянуть губы как трубу вперед. Зубы и губы сомкнуты.Скороговорки для развития речи и дикции у детей и взрослых. Логопедические упражнения для отработки звуков, сложные и для детского сада
  • «Нить» — губы необходимо ровно сложить и плотно сжать.
  • «Бегемот» — широко открыть рот.

Работа над постановкой шипящих

Каждое упражнение делается не менее 5 сек.Скороговорки для развития речи и дикции у детей и взрослых. Логопедические упражнения для отработки звуков, сложные и для детского сада

  1. «Улыбка – труба» — необходимо установить верхний ряд зубов на нижний. Оскалить так, чтобы зубы были видны максимально. Через 5 сек. не меняя положения зубов вытянуть губы в виде трубы. Губы должны быть сомкнуты. Еще через 5 сек. вернуть улыбку, и т.д. Положение зубов не меняется.
  2. «Чистка зубов» — открыть рот, кончиком языка водить вправо и влево по месту, где из десны растут зубы, с внутренней стороны рта. Язык не может быть закручен внутрь или высунут наружу. Двигается только язык.
  3. «Варенье» — язык широко растянуть. Приоткрыть рот и растянутым широким языком облизывать сверху вниз верхнюю губу. Нижняя челюсть не должна двигаться. Ее можно фиксировать рукой. Боковые края языка нельзя опускать вниз. Если не выходит поднимать язык правильно, его можно придерживать ручкой ложки.Скороговорки для развития речи и дикции у детей и взрослых. Логопедические упражнения для отработки звуков, сложные и для детского сада
  4. «Чашка» — необходимо:
  • растянуть уголки рта;Скороговорки для развития речи и дикции у детей и взрослых. Логопедические упражнения для отработки звуков, сложные и для детского сада
  • приоткрыть его;
  • высунуть распластанный язык;
  • положить его на нижнюю губу;
  • завернуть со всех сторон одинаково вверх, по форме чашки.

Упражнения для языка с ребенком

  1. «Часы» — необходимо:
  • хорошо открыть рот;
  • высунуть язык;
  • передвигать им вправо и влево;
  • не чиркая им по верхней и нижней губам. Движения подражают часовому маятнику.Скороговорки для развития речи и дикции у детей и взрослых. Логопедические упражнения для отработки звуков, сложные и для детского сада
  1. «Кот пьет молоко» — необходимо подражать коту, который пьет. Язык высовывается изо рта, кончик поднимается к верху, зачерпывается молоко, и в этом виде прячется в рот. Чтобы растянуть уздечку под языком, необходимо максимально широко открыть рот и достать кончиком языка до неба. Это тяжело и больно. Необходимо, чтобы ребенок сам регулировал, сколько он может тянуть связку. Давать ему передышки. Лучше эту зарядку проводить несколько раз в день, чем перегрузить ребенка. И вызвать у него отвращение к ней.Скороговорки для развития речи и дикции у детей и взрослых. Логопедические упражнения для отработки звуков, сложные и для детского сада
  2. «Барабан». Попросить ребенка показать, как стучит барабан. Для этого он должен открыть рот и говорить «дэ-дэ-дэ» постукивая кончиком языка по верхним зубам. Рот закрывать нельзя. Если у ребенка не получается, можно между зубами вставить боком ручку ложки. Она не должна быть шире 1 см.

Классификация скороговорок

Делятся скороговорки для развития речи и дикции у детей и взрослых по возрастному критерию. Детские имеют в первую очередь игровое содержание. Для взрослых содержание не имеет значения, главное развитие речевого аппарата.

Кроме того они могут быть:

  • длинными и короткими;
  • сложными, простыми;
  • рифмованными и не рифмованными;
  • специализированными, направленными на разработку определенных букв, звуков, сочетаний звуков, произношение которых необходимо улучшить;
  • фольклорными.

Скороговорки – текст, в котором можно запутаться при быстром произношении из-за часто произносимых одинаковых звуков. Чистоговорки — неудобно произносимые сочетания слов, звуков, стоящие рядом. При их проговаривании главное правильно выговаривать весь текст.

Этапы произнесения скороговорок

  1. Сначала проговаривать необходимо:
  • медленно;
  • правильно;
  • очень четко.
  1. Потом проговаривание немного ускоряется. Дикцию необходимо удерживать на том же уровне, что и при медленном темпе. Если не получается необходимо отдельно прорабатывать небольшие участки скороговорки, в том месте, где идет сбой. Потом повторять полностью.
  2. Когда в данном темпе начнет неплохо получаться. Можно еще немного ускорить.

Алгоритм разучивания скороговорки с детьми

  1. Сначала необходимо произнести весь текст медленно и внятно. Необходимо убедиться, что ребенок понял правильно смысл. Различил каждый звук.
  2. Ребенок повторяет также медленно и членораздельно. Тут важно, чтобы взрослый проверил правильность проговаривания каждого звука, ударения. Ребенок должен хорошо разобраться, что он говорит и как это правильно делать.
  3. После того, как ребенок запомнил текст, разобрался, как правильно выговаривать, необходимо несколько раз повторить текст без применения звука. Пользуясь только губами, языком и зубами.
  4. Теперь необходимо научится проговаривать шепотом и четко.
  5. Поговорить текст в голос. Медленно, но не ошибаясь.
  6. Поиграйте в театр. Пусть текст будет произведен:
  • с вопросом;
  • с восклицанием;
  • с восторгом;
  • с грустью;
  • с агрессией;
  • напевно;
  • задумчиво;
  • грубо, как мишка;
  • тонко, как мышка.
  1. Можно предложить ребенку ускорить темп. Пусть повторит несколько раз. Следите за правильностью произношения.

Скороговорки со звуком «Ч»

Для правильного проговаривания буквы «Ч» объясните, что звук «Ч» состоит из двух составляющих: «ть», «щ».Скороговорки для развития речи и дикции у детей и взрослых. Логопедические упражнения для отработки звуков, сложные и для детского сада

Сначала необходимо прижать кончик языка к небу и произнести «ть», следом ослабить давление кончика языка, приоткрыть щелку и сказать «щ». Когда ребенок освоит, попросить произнести медленно, но слитно. Пусть произносит до тех пор, пока не получиться «Ч».

Для зазубривания звука подойдут следующие скороговорки:

  • Черепаха не скучает, час сидит за чашкой чая;
  • У 4 черепах по 4 четверти черешни без червоточины.

Скороговорки со звуком «Ш»

Для выговаривания «Ш» необходимо:

  • Поднять кончик языка к небу перед зубами,
  • Боковые части языка поднять вверх и прижать к небу около зубов. Должна получиться форма ковша.
  • Немного вынуть кончик языка впереди, так, чтоб получилась щель. Не напрягать язык.
  • Равномерно, спокойно выдыхать без голоса через образовавшуюся щель. Выдыхать необходимо с силой.

Скороговорки для развития речи и дикции у детей на звук «Ш»:

  • Шла Саша по шоссе и сосала сушку;
  • 6 мышей шилом шьют шубу Шуре.

Скороговорки со звуком «Щ»

Для произнесения буквы «Щ» необходимо научить выговаривать «Ш», «Ч».

Скороговорки для развития речи и дикции у детей и взрослых. Логопедические упражнения для отработки звуков, сложные и для детского сада
Простая скороговорка для развития речи и дикции у детей на букву Щ

После чего попросить медленно произнести звук «шь» с перетеканием в «ч». Затем ускорить процесс.

Скороговорки:

  • Щенку щеткой чистили щеку;
  • Тщетно тщится щука ущемить леща.

Скороговорки со звуком «Ж»

Для выговаривания буквы «Ж» необходимо:

  • поднять кончик языка к небу;
  • боковые стороны языка прижать к верхним зубам. При этом язык должен принять форму ковша;
  • приопустить кончик языка, чтобы получилась большая щель;
  • проговаривание идет при помощи голоса.

Скороговорки для развития речи и дикции у детей на «Ж»:

  • Жук Жу-Жу жужжал ежу, живо я пыльцу лижу;
  • Житель в жилете лежит и жует жимолость.

Скороговорки со звуком «Ц»

Чтобы правильно выговорить букву «Ц», необходимо:

  • Научиться говорить «т» и «с»;
  • Чтобы сказать «ц» необходимо, чтобы язык принял положение, как будто хочешь сказать «т», но при этом боковые части языка должны быть прижаты к зубам верхней челюсти. Из этого положения плавно переходить от «т» к «с».
  • Потом объяснить, что кончик языка, прижатый к небу, резко опускаясь, образует щель. При этом необходимо резко выдохнуть. Все это в комплексе даст звук «ц».Скороговорки для развития речи и дикции у детей и взрослых. Логопедические упражнения для отработки звуков, сложные и для детского сада

Разрабатывать умение говорить звук «ц» можно следующими словами:

  • Цапля с цыпленком цепко целились цапнуть цветок;
  • Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

Скороговорки со звуком «С»

Чтобы получилась «С», необходимо:

  • опустить кончик языка на нижние передние зубы;
  • нижнюю губу вытянуть вперед и вниз;
  • выдыхать без голоса, плавно и долго.

Скороговорки на разработку буквы «с»:

  • Барсук нес сук, что был сух;
  • Съела Слава сало, Славе сала было мало.

Скороговорки со звуком «Л»

Чтобы сказать букву «Л», необходимо кончик языка прижать к передним зубам. Боковые части языка опустить вниз так, чтоб по бокам свободно проходил воздух.

Скороговорки на «Л» для развития речи и дикции у детей:

  • Клим в Луку кинул лукум;
  • колпаки под колпаками, под колпаками колпаки.

Скороговорки со звуком «М»

Чтобы выговорить «М», необходимо приоткрыть рот и сомкнуть губы. Язык должен плотно прилегать к нижней челюсти.Скороговорки для развития речи и дикции у детей и взрослых. Логопедические упражнения для отработки звуков, сложные и для детского сада

  • Мыли, мылили, да не вымылили.
  • Мы малину мыли, мыли, но не мылили.

Скороговорки со звуком «Н»

Звук «Н» произносится на выдохе. Язык необходимо расслабить и прислонить к верхней десне.

Скороговорки на развитие «Н»:

  • Ноги длинные у смеха не доводят до успеха.
  • Нашего пономаря никто не перепономарит, наш пономарь всем пономарям пономарь.

Скороговорки со звуком «Т»

Для получения звука «Т» необходимо конец языка приложить к передним зубам. Резко выдыхая оттолкнуть язык от зубов.

Скороговорки для отработки «Т»:

  • Толи Тихон купил для Тимура тарелку тефтелей, толи Тимур купил для Тихона тарелку тефтелей.
  • Тетерев сидел у Толика в клетке, а тетерка с тетеревятами в саду на ветке.

Скороговорки со звуком «Р»

Для того чтобы произнести звук «Р», необходимо кончик языка поднять к небу в том месте, где десна изгибается к верху. В этом положении необходимо попробовать произнести звук «Ж». Язык необходимо расслабить. Под потоком воздуха язык должен начать вибрировать. Когда он завибрирует «Ж» преобразиться в «Р».Скороговорки для развития речи и дикции у детей и взрослых. Логопедические упражнения для отработки звуков, сложные и для детского сада

Скороговорки для буквы «Р»:

  • Перед вороной короб корок.
  • Варвара варила, варила, но не выварила.

Логопедические упражнения на шипящие звуки

  1. «Открытые двери» — в состоянии улыбки приоткрыть рот. Ширина между зубами должна равняться 1-1,5 см. Через 5 сек. рот можно закрывать и снимать улыбку. И так несколько раз.
  2. «Заяц» — из положения, в котором зубы и губы сомкнуты и расслаблены, растянуть губы, так чтобы показать зубы (оба ряда).
  • После чего расслабить нижнюю губу, поднять верхнюю губу так сильно, чтобы наморщился нос.
  • Расслабить верхнюю губу.
  • Максимально опустить нижнюю губу.
  • Расслабить.
  1. «Блин» — в улыбающемся состоянии положить язык на расслабленную нижнюю губу. Верхняя губа должна быть в положении «Заяц» поднята. Если не получается, необходимо помассировать язык палочками или ребром ложки. Потом сказать «ва-ва-ва». После чего расширить язык, подуть, так чтоб посередине языка получилась ямка.Скороговорки для развития речи и дикции у детей и взрослых. Логопедические упражнения для отработки звуков, сложные и для детского сада
  2. «Кот умывается» — широким языком лизать верхнюю губу сверху вниз.
  3. «Лопнувший шар» — в улыбающемся положении с оголенными обоими рядами зубов, раздвинуть их на 1-1,5 см.Скороговорки для развития речи и дикции у детей и взрослых. Логопедические упражнения для отработки звуков, сложные и для детского сада
  • Расширить конец языка, завести его за верхние зубы с наружной стороны.
  • Боковые части языка прижаты к зубам.
  • В этом положении дуть. Получится звук похожий на звук воздуха, который выходит из шара.
  • В том случае, если упражнение не получается, можно помочь тыльной стороной ложки.
  • Когда будут достигнуты положительные результаты, язык в таком же положении приложить к зубам со стороны рта.
  • Потом дотронуться языком до неба, сомкнуть зубы, губы сделать круглыми.
  1. «Сдуть перо» — легко прикоснуться широким языком ко всей поверхности верхней губы. В центре посередине приоткрыть маленькое отверстие. Через него дуть на нос, сдувая с него перо.

Логопедические упражнения на согласные звуки

  1. На букву «Л»:
  • В улыбающемся положении дотрагиваться языком к внутренней стороне зубов.
  • Поднять язык с широко расправленным кончиком к верхним передним зубам. При этом он должен иметь провисшую форму. Удерживать его в этом положении как можно дольше.
  1. На буквы «С, З»:
  • «Пя-пя» — при слегка открытом рте положить широкий кончик языка на нижнюю губу. Язык должен быть прямым, расслабленным, не натянутым на зубы. На одном дыхании говорить «Пя-пя-пя» пошлепывая верхней губой по языку. Чем больше «пя» поместится в одном выдохе, тем лучше. Задерживать выдох нельзя. При правильном выдохе, ватка, перышко, которое держат перед губами, будет все время отклоняться.
  • «Клеим конфету». На кончик высунутого языка поместить небольшой кусочек конфеты и без помощи рук, работая только языком, приклеить конфету к десне за верхними зубами. Выполнение должно быть медленным. Расстояние между зубами должно удерживаться не более и не менее 1-1,5 см. Можно расстояние между зубами чем-нибудь зафиксировать.Скороговорки для развития речи и дикции у детей и взрослых. Логопедические упражнения для отработки звуков, сложные и для детского сада
  1. На букву «Р»:
  • «Цоканье» — приоткрыть рот и клацать языком вверх-вниз, так, чтобы получился звук, как от копыт лошади.
  • «Вверх — вниз» языком сильно тянуться к кончику носа, потом к подбородку. И опять.Скороговорки для развития речи и дикции у детей и взрослых. Логопедические упражнения для отработки звуков, сложные и для детского сада
  • «Мяч в воротах» — при закрытом рте и сомкнутых губах, упираться языком вправо, потом влево и назад.
  1. На букву «Т»: улыбнуться, приоткрыть рот на ширину 1-1,5 см. Поднять острый кончик языка к верхнему небу. Перед ртом вертикально держать бумажную полосу длиной 6см, шириной 2см. Зажать ее между большим и указательным пальцами. С силой подуть , расслабляя под напором кончик языка. Получится звук «Т». Дуть необходимо так сильно, чтобы бумага, отклоняясь, доставала до мизинца.
  2. На букву «П»:
  • Жевать несуществующую вязкую конфету, для этого с усилием опускать и поднимать нижнюю челюсть.
  • Необходимо делать движения ртом, будто сосет соску, полощет рот, сплевывает.
  1. На букву «Г»: необходимо повторять слог «да-да-да». При этом нажимая ложкой на крайнюю часть языка, сдвигаем его внутрь рта. Повторять до тех пор, пока звук не преобразуется в «га».

Как разнообразить монотонные занятия с детьми

У маленьких детей отсутствует понимание, зачем им учить тяжелые скороговорки для развития речи и дикции, делать тяжелые и болезненные упражнения.

  • Для успешной учебы необходимо соблюдать баланс между нагрузкой, возрастом и отдыхом.
  • Необходимо создать доброжелательную, дружескую атмосферу. Оформить кабинет с учетом занятий в нем детей. Должны быть картинки, книжки, игрушки.
  • Для стимуляции развития мозговой деятельности детей необходимо чередовать логопедические упражнения с пальчиковой гимнастикой.
  • Читать сказки о том, как другие дети учились произносить буквы.
  • За успешное разучивание скороговорок для развития речи и дикции, детей необходимо поощрять конфетой, у них должна быть возможность раскрасить картинку, собрать небольшой конструктор.

Видео о скороговорках для детей

Скороговорки на развитие речи ребенка:

Веселые скороговорки для детей:

1 КОММЕНТАРИЙ
  1. помню с детства некоторые упражнения, сам шепелявил и не выговаривал многие буквы и звуки. методы реально рабочие

    Ответить автору Артем

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ