1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Под возрастными особенностями подразумевают психологические и физиологические стадии развития детей. Возраст определяется календарно и биологически (по степени зрелости). Чтобы ребенок перешел во взрослую жизнь гармонично развитой личностью, важно создавать правильные условия, обеспечивающие необходимую, но посильную нагрузку на тело и психоэмоциональную сферу.

Причины выделения этапов развития ребенка

Физическое и умственное развитие непосредственно связано с возрастом ребенка.

Визуально это заметно по:

  • увеличению роста;
  • укреплению костно-мышечного аппарата;
  • приобретению ловкости в движениях, работе.

Это чувствуется в нарастающей способности запоминать и к месту использовать практические и теоретические знания, проявлять мудрость, прозорливость. Дети редко укладываются в классическую схему развития, поэтому очень важно уделять внимание каждому возрастному периоду.

Возрастные особенности детей раннего дошкольного, школьного возраста, психологические, физиологические, индивидуальные, восприятие пространства

Специалисты выделяют несколько этапов:

ЭтапВозраст, год
младенческий0-1
ранний1-3
дошкольный3-5
младший школьный6-11
средний школьный12-15
старший школьный16-18

Каждая последующая стадия развития отличается от предыдущей по интенсивности и качественным характеристикам изменений, а на стыке некоторых из них приходится пересекать так называемые «кризисные границы».

Если родителям и педагогам удается удержать ребенка от нежелательных отклонений, обогатить душевно, натренировать физически, значит, человеческое сообщество получит социально адаптированную личность.

Ребенок будет воспитан человеком, который:

  • ценит личную свободу и свободу других людей;
  • способен к гуманному управлению своей жизнью и влиянию на жизнь других;
  • здоровый в биологическом и душевном плане.

Возрастные особенности у детей

Уже с грудного периода ребенок проявляет мыслительные способности:

  • запоминает всех, с кем непосредственно контактирует;
  • знает свои игрушки и понимает, что получил новые;
  • различает значение часто слышимых слов;
  • с интересом воспринимает окружающий мир.

В процессе жизни ребенок обретает способность к обучению «по программе», но сначала его мозг впитывает только то, что может понять и что вызывает интерес. Попытки разными способами дать несмышленому уму хотя бы зачаточные представления о «взрослых» науках (физика, химия, высшая математика) потерпели фиаско, может быть за исключением особо одаренных детей.

Возрастные особенности детей раннего дошкольного, школьного возраста, психологические, физиологические, индивидуальные, восприятие пространства

Большинство педагогов считают такое форсирование не только не нужным, но и опасным для психики.

 

Специалисты по детской психологии, такие как Эльконин, Коменский, Шванцара, Левитов, создали серьезные труды в области периодизации развития. Основная мысль сводится к аксиоме: существуют этапы в биологическом созревании организма, нервной системы и психики. В непосредственной связи с ними прибывают силы для нового познания, глубокого понимания.

Ребенок – новичок в мире взрослых. Он может терпеливо выслушивать сложные понятия, запоминать научные термины, различную информацию. Но есть обоснованный риск, что малыш не только будет интерпретировать их в меру своего понимания, но будет испытывать тревогу и даже страх перед непонятным, как это было присуще неграмотным предкам человека.

При этом оказался возможным такой феномен, как необычайно легкое овладение маленькими детьми компьютерной техники. Обучение и развлечения цифрового характера ускорили и расширили информационную загрузку мозга.

Но возможности ребенка не беспредельны. Если жестко не ограничивать время общения с компьютером, не фильтровать информационный поток, могут пострадать физическое и психическое здоровье.

Психологические

Возрастные особенности детей проявляются в психических аспектах:

  • душевное самочувствие, степень внутренней комфортности;
  • настроение;
  • воздействие положительных факторов (поощрений) и неодобрительных (порицаний, указаний).

В условиях повседневности эти аспекты влияют на развитие совокупно. Задача родителей, педагогов, окружающих не «перегибать палку» ни в одну, ни в другую сторону.

Важно учитывать, что ребенок только накапливает жизненные ценности и представления.

Он испытывает не только положительное, но и отрицательное, а нередко откровенно агрессивное влияние. Дом, улица, школа порождают характерные и индивидуальные особенности возраста.

Характерность выражается в пребывании психики в текущей ситуации – здесь и сейчас. Сознание малыша не видит будущего, не опирается на прошлое. Главным для него является то, что он в данный момент видит, слышит, осязает.

Малыш способен горько оплакивать сломанную кем-то его игрушку, но сам может кинуть на пол, например, электронное устройство, дорогую машинку, не переживая за их целостность.

Ребенок еще не умеет мыслить, он поддается ситуативному восприятию, которое диктует сиюминутные реакции:

  • радость;
  • огорчение;
  • живое и жгучее любопытство к предметам, вещам, людям, животным, растениям;
  • опасение, страх перед непривычной обстановкой;
  • эмоциональные всплески.

Маленький ребенок в большей степени живет по законам Природы, чем взрослый. Память не в состоянии сохранить отчетливые воспоминания о раннем детстве, за исключением того, что произвело на сознание потрясающий эффект.

Этот фактор становится причиной, по которой взрослый хомо сапиенс, отягощенный знаниями и опытом, в большинстве случаев не понимает своего ребенка, поражается его «странным» поступкам, порицает за что-либо вполне естественное и исчезающее само собой по мере подрастания.

Корректировке, направлению подлежат не единичные поступки, а повторяющиеся, грозящие перейти в устойчивую привычку.

Еще одна особенность – малыши быстро теряют интерес к одному в пользу другого. Поиграв кубиками, конструктором, они тут же начинают бегать, прыгать, а через полчаса настаивают на проявлении внимания со стороны родителей. Это говорит о гибкости, открытости сознания всему, что окружает.

Стремление к частой смене объекта интереса уживается с тягой к постоянству в том, что касается привычной обстановки, хорошо знакомых людей, устоявшегося меню, гардероба.

При неожиданных изменениях эта особенность становится причиной упрямства, сопротивления, слез, истерик.

Взрослым тут нужно действовать мягко, с пониманием того, что для малыша важна предсказуемость событий.Только в привычных условиях он чувствует себя уверенным, защищенным. Ребенок хочет не один десяток раз получить удовольствие от мультфильма, книжки, которые взрослым надоели до зубовного скрежета.

Малышу не столько важен сам сюжет, как то, что он знает содержание, узнает героев, помнит их реплики. Это вызывает у него яркие эмоции, гордость от своей компетентности, душевную комфортность. Для ребенка очень важно быть сытым, ухоженным, уверенным в близких, удовлетворенным своей деятельностью. Тогда он спокоен, счастлив, радостно активен.

Физиологические развитие

Возрастные особенности детей со стороны физиологии тесно связаны с умственным развитием, но у каждого они развиваются собственными темпами, поэтому у разных детей показатели и соотношение этих величин разное.

Рост и вес

Для наблюдения за естественными изменениями организма проводятся ежегодные измерения роста и массы тела. В таблице приведены показатели первых 10 лет жизни, признанные нормой.

ВозрастВес, кгРост, см
новорожденный3,350
3 мес.5,360
7 мес.7,266
9 мес.8,871
1 год1075
212,884
315,891
41798
5 лет18,7104
62,3109
722,1116
824,7121
927,2126
1030,2130

Возрастные особенности детей раннего дошкольного, школьного возраста, психологические, физиологические, индивидуальные, восприятие пространства

Увеличение происходит волнообразно – то убыстряется рост, то заметно прибавляется вес:

  • I округление тела – 1-4 года;
  • I вытягивание – 5-7 лет;
  • II округление – 8-10 лет;
  • II вытягивание – 11-16 лет;
  • III округление (период созревания) – 16 лет и продолжается до 20.

Пропорциональность

Наблюдается несоразмерность разных частей тела:

  • у младенца голова размером 1/4 часть от всего тела;
  • в 2 года – 1/5;
  • в 6 лет – 1/6;
  • в 12 – 1/7;
  • в 15 — 2/15;
  • для сравнения у взрослого – 1/8.

Подростков отличают длинные конечности, узкая неразвитая грудная клетка.

Кости и мышцы

В первые годы жизни значительные изменения претерпевает костно-мышечный аппарат:

  • утончается внешняя компактная ткань, формирующая корковый, плотный слой костей;
  • увеличивается объем губчатого вещества, делающего внутреннюю костную структуру легкой, пластичной.

Хотя к 7 годам их соотношение сравнивается, в скелете остается еще много хрящевой ткани, поэтому в целом костный аппарат непрочный. Мышцы растут больше в длину, особенно интенсивно у подростков, когда быстро вытягивается тело.

Возрастные особенности детей раннего дошкольного, школьного возраста, психологические, физиологические, индивидуальные, восприятие пространства

С началом двигательной активности меняется белковый состав мускулов, что делает возможным целенаправленное, но дозированное накачивание всех групп. Но у ребенка быстрая физическая утомляемость. Скелет человека основательно укрепляется к 24-м годам, а мышцы – примерно к 30.

Дошкольники и школьники должны быть под контролем взрослых в плане:

  • разумного веса ранца с книгами;
  • правильного положения позвоночника;
  • ограничения длительного сидения;
  • избегания гиподинамии.

Сердечнососудистая и дыхательная системы

В детском возрасте высока потребность в кислороде. При значительно меньшей, чем у взрослого, амплитуде поднятия грудной клетки, воздуха через легкие прокачивается столько же. Например, у младенцев частота дыхания более чем в 3 раза, а ЧСС в 2 раза превышает норму взрослых.

Сосуды более расширены и давление крови ниже, например:

  • в 3 года – 78 ед.;
  • в 7 лет – 88;
  • в 27 – 114.

Пульс может резко менять частоту под влиянием мышечной, эмоциональной нагрузки. Эти особенности требуют постоянной заботы о притоке в помещение чистого воздуха, о регулярных прогулках, играх под открытым небом. В противном случае замедляется физический и умственный прогресс.

Зубы

Прорезывание и смена зубов – один из важных моментов клеточного построения желудка, пищеварения в целом. Первые зубы режутся в 6-8 месяцев, все 20 единиц молочного ряда выходят на границе 2 и 3 годов.

Возрастные особенности детей раннего дошкольного, школьного возраста, психологические, физиологические, индивидуальные, восприятие пространства

В 5 лет начинается смена на постоянные, а к 15-17 годам у подростка уже 28 настоящих зубов.

Питание

Растущий организм в условиях активной подвижности и большой теплоотдачи требует усиленного сбалансированного рациона. Хотя ребенок есть меньше, но в пересчете на кг веса объем продуктов получается больший, чем у взрослого. Состав пищи также специфический.

Больше всего белков (строительного материала):

  • на 1 году– 4 г/кг веса (вчетверо больше от взрослой нормы);
  • 2-5 лет – 3,5;
  • 12-15 – 2,5;
  • 15-17 – 2.

Кроме этого необходимы жировая, углеводная, кальциевая, фосфорная, витаминная составляющие, достаточный объем чистой воды.

Мозг и ЦНС

Масса полушарий к 9 мес. удваивается, к 3 годам утраивается, а к 10-12 достигает полной величины. Дальше растет только лицевая зона. Постепенно меняется реактивность мозга и ЦНС.

Если у малыша процессы возбуждения и торможения неустойчивы, то в младшем школьном возрасте наблюдается избирательность в их проявлении. Этому способствует формирование сдерживающей, самоограничивающей способности мозга, ЦНС. У старших школьников заметно аналитическое и синтетическое усовершенствование нервной деятельности.

Железы внутренней секреции

Деятельность зобной, щитовидной, надпочечниковой, половых желез и гипофиза мозга непосредственно влияют на формирование отдельных частей, систем жизнедеятельности организма в целом:

  • на рост;
  • взаимосвязь всех процессов синтеза (ассимиляцию);
  • развитие органов, мозга;
  • прорезывание зубов;
  • интенсивность обмена веществ;
  • мышечные функции;
  • работу нервной сети;
  • устойчивость психики;
  • развитие половых признаков.

При нарушениях в работе хотя бы 1 железы в организме происходит серьезный дисбаланс, например, возникают проблемы с ходьбой, искажаются пропорции, ослабевает метаболизм, не повышается уровень интеллекта.

Индивидуальные черты характера у детей

Уникальность человека проявляется уже с раннего возраста, когда ребенок четко очерчивает себя, как отдельный элемент в мире вокруг себя.

Это единство:

  • наследственного психотипа (быстрый, деятельный или спокойный, неинициативный);
  • природных физических возможностей;
  • склонностей, талантов.

Признание, умелое направление индивидуальных особенностей в правильное русло помогает состояться неординарной взрослой личности, избежать закомплексованности и самоедства.

Восприятие пространства детьми в разном возрасте

У младенцев 4-5 недель уже есть способность задерживать взгляд на предмете, отстраненном на 1-1,5 м. В 2-4 мес. они могут перемещать свой фокус следом за движущимися объектами на удалении 4-7 м. К 5 мес. переходят от толчкообразного к плавному перенесению взгляда. К 10 мес. ребенок научается более сложному освоению пространства – движением головы, затем корпуса синхронно с глазами.

Не удалось установить, когда именно простое слежение переходит в осознанный поиск предмета, но доказано, что движение объекта стимулирует перемещение взгляда, его фокусировку в перспективу.

Для ребенка постарше понятие пространства касается своей отдельной комнаты или хотя бы уголка. Специалисты пришли к выводу, что пребывание наедине с собой помогает «разложиться по полочкам» полученной информации, впечатлениям. Ребенок чувствует себя хозяином на личной территории, это придает ему значимости в своих глазах, повышает самооценку в коллективе.

Нехватка и отсутствие личного пространства, или некорректное вторжение расцениваются детьми как выражение недоверия к ним, тягостный тотальный контроль. Как следствие происходят вспышки раздражения, агрессии либо возникает замкнутость.

Но бывает так, что дошкольник или школьник не стремиться к общению с ровесниками, все свободное время проводит в уединении. Нужно деликатно выяснить причины такого поведения, проконсультироваться у детского психолога.

Описание особенностей у детей зависимо от возраста

Границы детства и юности разнятся в зависимости от:

  • страны;
  • культуры;
  • социального уклада.

В России официальный детский возраст начинается с рождения и длится до 15 лет, подростковый (половое созревание) – с 15 до 18 лет, то есть до совершеннолетия. Оба периода  имеют свои характерные черты и потребности.

Кризис новорожденных

Этап младенчества обозначили последним из всех и решили, что это будет первый год жизни.

Кризис новорожденных (цепь изменений) заключается в следующем:

  • переход из материнского организма во внешнюю среду;
  • перестройка на индивидуальное питание;
  • начало развития высшей нервной деятельности (рефлексов).

Природа наделила только что родившегося грудничка 3-мя безусловными рефлексами:

  • сосательный;
  • оборонительный в виде крика;
  • ориентирный – поворот на голос, источник света.

Достаточно быстро появляются условные рефлексы.

Если в первые недели наблюдаются неупорядоченные, нескоординированные дергания конечностей, глаз, движение происходит всем телом с согнутыми ногами, крик не сопровождается слезами, то с конца I мес. до начала IV глаза уже умеют следить, на звук поворачивается  только голова, появляются слезы, улыбка, пусть слабое, но внимание к окружающему.

С 4 мес. младенец начинает хватать, самостоятельно подниматься, чтобы сесть, демонстрирует узнавание. На 7-8 мес. ноги могут удерживать тело стоя, а мозг понимает, запоминает слова.

К концу года большинство малышей свободно ходят, произносят к месту отдельные слова. Специалисты уверены, что восприятие в этот период богатое, обгоняющее двигательные функции, а самая развитая чувствительность – кожная. Именно на тактильной (контактной) основе формируется большинство рефлексов.

Период раннего возраста (от 1 до 3 лет)

2-й год отличается:

  • прорезыванием всех молочных зубов;
  • повышением возможностей пищеварения;
  • интенсивным ростом;
  • активным развитием органов, двигательного аппарата.

Быстро возникающие условные рефлексы непрочны и так будет продолжаться до 5 лет. Развитие рецептивного (на слух) восприятия речи опережает разговорные возможности.

Возрастные особенности детей раннего дошкольного, школьного возраста, психологические, физиологические, индивидуальные, восприятие пространства

К 3-му году словарный запас намного увеличивается, приходит умение правильно выстраивать фразы, вкладывать в слова конкретный и обобщающий смысл (стул вообще, собака вообще), понимать назначение предметов (платье надевать, из тарелки кушать).

На 3-м году малыш учится строить отношения с детьми и взрослыми. Он стремится к самостоятельности, поэтому освобождается от опеки упорным настаиванием на своем. Это сигнал родителям, что пора дать немного свободы. Укрепление мышечного, дыхательного аппарата повышает потребность много бегать, прыгать.

Нужно давать возможность ребенку израсходовать энергию, иначе наступает перевозбуждение, ухудшаются сон и аппетит, усиливается капризность. Одновременно с этим нельзя допускать переутомления. Разумный выход – периодически устраивать отдых с чтением, мультфильмами, рисованием, спокойными занятиями пазлами, конструктором.

На стыке 3 и 4 лет происходит свой кризис – переход к новой ступени психического развития, которое будет содействовать хорошей адаптации.

Подготовка к школе (3 – 5 лет)

Возрастных особенностей в дошкольном периоде меньше, но они более глубокие. Дети 3-го года отличаются непроизвольным типом внимания, памяти, мышления. Сфера познания еще остается ситуативной, то есть касается того, что попадает в глаза в текущий момент.

Но при этом обогатившаяся речь дает новое понимание сути вещей, делает общение более разнообразным. Их эмоциональный фон неустойчив, требуется психологический комфорт.

Возрастные особенности детей раннего дошкольного, школьного возраста, психологические, физиологические, индивидуальные, восприятие пространства

Дети 3-5 лет посещают детский сад, чтобы получить углубленный социальный опыт, научиться уживаться в тесном сообществе себе подобных, получить знания в рамках подготовки к школе.

Работа в дошкольных учреждениях построена с учетом возрастающих возможностей малышей:

  • игры переходят от просто развлекательных к обучающим;
  • несложные приемы развития памяти представляют собой запоминание букв, цифр, новых слов на своем и других языках;
  • рисование, пение, декламирование, танцы вводят в творческий мир;
  • веселые спортивные состязания укрепляют здоровье, самооценку.

В этом возрасте родители могут помочь открытию яркого природного дара. Для этого есть много школ раннего развития, кружков, спортзалов.

Дошкольный возраст отмечен бурной фантазией, тесно переплетенной с реальностью. Дети искренне верят в то, что сами выдумали и преподносят это как действительное. Прежде чем отругать малыша за «ложь», нужно понять, что направило его мысли к неправде или нежелательному поступку. Нередко над конфликтной ситуацией остается только вместе посмеяться и мирно договориться на будущее как себя вести.

Развитие младших школьников (6 – 11 лет)

В этом периоде органы, кроме половых, уже полностью структурированы и далее будут только подрастать, совершенствовать внутреннюю взаимосвязь. Это касается и мозга. К 8-9 годам анатомическое формирование полушарий заканчивается.

Улучшается проводимость нейросигналов, смягчается спонтанное возбуждение нервных центров за счет усиления торможения. Если раньше разыгравшегося малыша было трудно угомонить, то теперь мышцы и нервы быстрее переходят из активности в покой.

Возрастные особенности детей раннего дошкольного, школьного возраста, психологические, физиологические, индивидуальные, восприятие пространства
Чтобы ребенок перешел во взрослую жизнь гармонично развитой личностью, важно создавать правильные условия, обеспечивающие необходимую, но посильную нагрузку на тело и психоэмоциональную сферу.

Благодаря полноценной работе двигательной зоны мозга улучшается координация. 6-7-летний школьник твердо умеет бегать, прыгать, лазать, ловить, бросать. Он легко овладевает лыжами, беговыми, фигурными, роликовыми коньками, велосипедом.

В школе ребенок быстро приспосабливается к точной работе мелкими мышцами – письмо, рисование, вырезание, склеивание, завязывание узлов.

Младшие школьники, несмотря на высокую двигательную активность, затрачивают почти наполовину меньше энергии из основного обмена веществ, чем взрослый. При этом кровоснабжение всех тканей в 2 раза больше.

На первый взгляд ребенок способен часами неутомимо бегать. Это ошибочное впечатление. В начальном школьном периоде размер сердца отстает от размера сосудов. Со временем они достигнут взаимобаланса, но до 11-12 лет сильное напряжение сердечной мышцы вызывает аритмии, грозит истощением.

Мышцы спины, скелетные кости еще не могут длительно статически удерживать позвоночник и другие отделы в правильном положении. Чтобы не было нарушений осанки и здоровья, младшие школьники должны регулярно заниматься физкультурой, но нагрузка должна быть дозированной.

Ребенок интеллектуально поднимается на следующий уровень. Выработка в школе усидчивости, концентрации, способности к самоанализу формирует личную точку зрения, роль в социальных отношениях – дружбе, конкуренции.

Развитие детей от 12 до 15 лет

В документах Фонда народонаселения ООН зафиксировано, что возраст 10-19 лет считается подростковым: до 14 лет его именуют ранним, а с 15 – поздним. Это связано с появлением главного признака – полового созревания. С началом гормональной перестройки детям труднее сосредоточиться на учебе, снижается усидчивость, терпение.

Подростковое состояние эндокринной сферы вызывает:

  • повышенную возбудимость;
  • быструю утомляемость (активность сменяется упадком работоспособности);
  • неуравновешенность (резкую смену настроения, поведения).

Средний школьный возраст отмечен повышением интеллектуальных способностей, конкретизированное мышление трансформируется в логическое. Начинает проявляться предпочтение определенных наук, видов деятельности. У многих это станет определяющим в выборе профессии.

Возрастные особенности детей раннего дошкольного, школьного возраста, психологические, физиологические, индивидуальные, восприятие пространства

Постепенно ослабевает тесная связь с семьей. На первый план выходит общение со сверстниками. Подростки испытывают тягу к противоположному полу, которая постепенно переходит в сексуальное влечение. Уже с этого возраста зреют сомнения по поводу устоев, правил,  общественного мнения.

Кто-то раньше, кто-то позже начинает бунтовать, отгораживается от близких, борясь за независимость. Это только начало, родителям потребуется максимум терпения до полного взросления детей.

Тело подростка опять становится непропорциональным:

  1. Мышцы успевают только вытягиваться за активно растущими конечностями, что делает движения неловкими, рукам не находится места.
  2. Прибывающая сила не совпадает с мышечной выносливостью, приводя к перенапряжению при недозированных нагрузках, грозя искривлением скелета.
  3. Размеры сердца обгоняют размер сосудов. Из-за этого под нагрузкой повышается кровяное давление.

Подросткам пубертатного периода (кризиса половозрелости) подходят среднеинтенсивные виды спорта, например, катание на зимних и летних коньках, велосипеде, ходьба на лыжах по пересеченному рельефу.

Формирование личности детей старшего школьного возраста

Возрастные особенности детей 16-18 лет характеризуются полным формированием психики и физиологии. Интеллектуальные возможности продолжают совершенствоваться, что выражается в философствовании, желании разобраться в себе, непримиримой требовательности к окружению.

Отсутствие возможности жить дома в отдельной комнате, куда заказан вход взрослым, наносит болезненную рану самолюбию, самостоятельности старших школьников.

Возрастные особенности детей раннего дошкольного, школьного возраста, психологические, физиологические, индивидуальные, восприятие пространства

Заканчивается половое созревание, вытягивание тела. Начинается набор массы, большой прилив мышечной силы, выносливости. Внешние и внутренние пропорции становятся гармоничными.

Психологи считают юношей и девушек сформированными личностями, в большинстве своем способными к самовоспитанию.

Развитие и воспитание ребенка по возрастам

На пути от слабого, полностью зависимого существа до полноценного члена сообщества нужно пройти несколько кризисных периодов.

Возрастные особенности детей родители должны правильно понимать и оценивать:

  • телесное развитие – это незатихающий процесс с индивидуальными сроками каждой фазы;
  • возрастные рамки совершенствования интеллекта, самосознания очень широки;
  • в основе становления личности лежат воспитательные способности родителей, материальные, социальные, образовательные, экологические и множество других факторов.

На разных возрастных этапах нужно постоянно присматриваться к особенностям, присущим конкретному ребенку. Знание общих принципов развития подсказывает истинные причины того или иного поведения молодого поколения. Помня об этом, легче прийти к взаимопониманию, облегчить адаптацию детей в мире взрослых.

Видео о возрастных особенностях детей

Развитие ребенка дошкольного возраста:

1 КОММЕНТАРИЙ
  1. Мой сын, сейчас уже 30 летний, был гиперактивным ребенком. Ну и что? Но он также был умным и любознательным. Энергией ребенка нужно уметь управлять. А потому в первом классе отдали его в школу искусств, хотя особых способностей к танцам у него не было. Но занятия хореографией и музыкой не оставляли свободного времени, да и сил. После 6 класса, закончив хореографию, он сам пошел в секцию спортивного ориентирования и на первых же соревнованиях занял призовое место. Сейчас он вполне состоявшийся, успешный и образованный человек.

    Ответить автору Ирина

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ