ЗРР (задержка речевого развития) у детей. Симптомы, лечение ребенка

Задержка речевого развития определяется по наличию нескольких критериев, характеризующих отклонение от нормы. Такое состояние у детей требует комплексного подхода и всесторонней диагностики для выявления его причины.

Симптомы носят различный характер и могут свидетельствовать о тяжелых психических нарушениях, поэтому это нарушение нельзя оставлять без внимания. Для устранения задержки используются медикаментозные и немедикаментозные способы, описанные в данной статье.

Нормальное развитие речи у детей

Задержка речевого развития у детей, симптомы которой имеют различный характер, – это состояние, сопровождающееся отставанием в формировании речи по сравнению с возрастной нормой. Его диагностика связана с определенными трудностями, так как норма представляет собой очень широкое понятие. Основные критерии нормального развития речи в возрасте 1-3 года указаны в таблице ниже.

Возраст ребенка, лет Словарный запас, кол-во слов Дополнительные факторы
1 10 Понимание обращенной речи, знание названий около 200 предметов (или понятий, например, «гулять»), реагирование на обращенную речь.
2 min 50 Построение коротких и предложений
2,5 200-300 Построение сложных предложений, в том числе с вопросами «где?», «куда?», употребление в речи прилагательных, правильное произношение практически всех звуков, кроме л, р и шипящих, знание своего имени, способность к подражанию голосам животных.
3 700-1200 Употребление слова «спасибо», изменение частей речи по родам, числам; незнакомый человек должен понимать не менее ¾ сказанного ребенком.
4 Около 3000 Имеются ошибки в речи, но она понятна чужим людям

У детей с задержкой речи также наблюдаются другие нарушения: эмоциональные и поведенческие расстройства, коммуникативные проблемы. Существуют также допустимые колебания в объеме словарного запаса или сроке освоения речи в 2-3 месяца (для мальчиков допускается отставание на 4-5 месяцев от развития речи у девочек), так как пучок нервных волокон, соединяющих оба полушария, у них тоньше.

Задержка развития речи и ее причины

Несмотря на большой диапазон нормальных показателей развития речи, опытный специалист может выявить ее задержку на ранних этапах.

ЗРР (задержка речевого развития) у детей. Симптомы, лечение ребенка

При этом учитываются следующие признаки:

  • 4 месяца: равнодушие к жестам взрослых и к матери;
  • 8-9 месяцев: отсутствие лепета;
  • 1,5 года: непонимание простых слов («мама», «дай» и других), трудности с жеванием;
  • 2 года: использование очень ограниченного набора слов (менее 20), отсутствие словоподражания, неумение составить фразу из 2 слов;
  • 3 года: дефекты речи, из-за которых ребенка не могут понять даже близкие люди, слишком быстрая или медленная речь, проглатывание окончаний, невозможность самостоятельного построения предложений, зеркальное повторение слов окружающих;
  • в любом возрасте: расслабленные челюстные мышцы, из-за чего рот постоянно открыт, не прекращающееся слюноотделение.

В среднем распространенность данного нарушения составляет 8-10%.

Органические факторы

К органическим факторам относят следующие виды отклонений:

  • первичная задержка, возникающая при структурных повреждениях центральной нервной системы;
  • вторичная – проявляющаяся на фоне тяжелых соматических заболеваний (например, порок сердца), при которых происходит ухудшение функций головного мозга, а также при нарушениях слуха, аутизме.

ЗРР (задержка речевого развития) у детей. Симптомы, лечение ребенка

У детей наблюдается общая задержка развития речи – гуление возникает гораздо позднее, а в некоторых случаях отсутствует полностью. В более поздний период говорение сильно искажено, ребенок в основном произносит только гласные и общается жестами.

В этом случае обязательно показано медикаментозное лечение, так как коррекционной работы со стороны логопеда недостаточно. Распространенность этой формы отклонения – порядка 50% в общей структуре.

Социальные факторы

К социальным (или функциональным) факторам относятся неблагоприятные условия для развития в семье или заболевания, которые не связаны с головным мозгом. У таких детей начало посещения детского сада дает большой толчок для корректировки такого состояния.

Основными характеристиками данной формы недостаточности овладения речью являются:

  • гуление у ребенка возникает в обычные сроки;
  • накопление словарного запаса происходит медленно;
  • фразовая речь появляется позднее;
  • психомоторное, интеллектуальное развитие соответствует возрасту.

К 4 годам могут оставаться минимальные нарушения звукопроизношения, в целом же речь становится нормальной.

Провоцирующие факторы

Факторами риска возникновения таких нарушений являются следующие:

ЗРР (задержка речевого развития) у детей. Симптомы, лечение ребенка

  • слабое здоровье ребенка, частые заболевания;
  • патологическое течение беременности и/или родов у матери (50% случаев; токсикоз, инфекции, анемия и другие патологии);
  • низкий уровень культуры в семье или высокая профессиональная занятость родителей, не позволяющая им уделять внимание ребенку;
  • генетическая предрасположенность, задержка развития у родственников;
  • билингвизм (двуязычие) в семье;
  • неблагоприятное течение раннего периода новорожденности;
  • вредные профессиональные факторы во время беременности у матери;
  • недоношенность и преждевременные роды.

Типы и признаки отставания

Задержка речевого развития у детей, симптомы которой могут быть связаны как с органическими поражениями мозга, так и с социальной средой, подразделяется на несколько типов.

Наиболее многочисленной группой являются пациенты с дизартрическими нарушениями, при которых происходит поражение центрального отдела речедвигательного анализатора, воспринимающего информацию от органов речи, и снабжение нервами мышц артикуляционного аппарата.

Чаще всего это выявляется уже в период новорожденности в виде неврологического расстройства – псевдобульбарного синдрома, при котором отмечаются следующие явления:

  • низкая оценка по шкале Апгар;
    ЗРР (задержка речевого развития) у детей. Симптомы, лечение ребенка
  • слабый крик после рождения;
  • нарушение рефлексов (в том числе сосательного);
  • нарушение глотания;
  • поверхностное, аритмичное дыхание;
  • в последующие периоды – невыразительный крик, однообразное гуление, медленное расширение словарного запаса, появление первых слов только в 1,5 года, в то же время – хорошее понимание обращенной речи.

Такие дети поздно начинают жевать и пить из чашки. Остальные моторные навыки и интеллектуальное развитие могут быть не нарушены.

Темповая задержка

Другой разновидностью задержки является темповая, для которой характерны следующие признаки:

  • отсутствие в речи отдельных слогов к 10 месяцам;
  • низкий словарный запас к 2 годам (<50 слов);
  • активное использование жестов вместо слов;
  • повышенная эмоциональность, аффективные вспышки, выраженный протест, поведенческие нарушения;
  • целевая пассивность, отсутствие заинтересованности в общении, возможность длительного пребывания в одиночестве;
  • затруднения при выражении своих мыслей и желаний;
  • неправильное построение предложений после 5 лет;
  • стереотипность в выполнении действий.

Некоторые из этих признаков у ребенка могут отсутствовать, а другие более выражены.

Алалия

Под алалией понимают нарушение развития речи из-за незрелости коры головного мозга.

При этом выделяют несколько ее разновидностей:

  • моторная – пассивный словарный запас развит, обращенная речь хорошо воспринимается, но отсутствует активная речь;
  • сенсорная – нарушение восприятия и понимания обращенной речи;
  • тотальная – объединяет в себе признаки двух предыдущих видов.

ЗРР (задержка речевого развития) у детей. Симптомы, лечение ребенка

Для данного вида отклонения также характерно то, что мышечный тонус речевого аппарата не нарушен, в отличие от дизартрической формы. Его распространенность составляет 7-8% всех случаев.

Что касается частных проявлений, то у детей могут наблюдаться следующие признаки:

  • гуление возникает после 3 месяцев;
  • лепет – после 8 месяцев, а в некоторых случаях – после 1 года, при этом он не связан с окружающими предметами и людьми;
  • использование жестов для общения в 2 года;
  • понимание обращенной речи создает впечатление, что ребенок ленится разговаривать;
  • скудный словарный запас – к 3 годам порядка 50 слов.

Как правило, такие пациенты требуют длительной коррекционной работы.

Задержка из-за снижения слуха, коммуникативных нарушений

Задержка развития речи может также возникнуть при дефектах органов чувств (2,5-3% детей). Чаще всего это связано с ДЦП или аутизмом.

ЗРР (задержка речевого развития) у детей. Симптомы, лечение ребенка
Задержка речевого развития у детей определяется в соответствии с возрастными нормами

Классификация больных детей производится на 3 группы в соответствии с речевыми навыками:

  • использование для общения жестов, крика, гласных звуков, иногда – простые звукоподражания или только повторение артикуляции за взрослым;
  • состав речи представлен несколькими словами, также используются жесты, после 3 лет – 2-3 фразы с грамматическими ошибками;
  • нарушения аутического характера – повторение услышанных слов или фраз, отсутствие местоимения «я» (ребенок говорит о себе в 3 лице), речевые штампы, заметный регресс речи после 2,5 лет, но довольно высокий уровень пассивного словаря.

Психоречевая задержка

Нарушения речевого развития – это частный случай психоречевой задержки, при которой страдает также психика ребенка. Для нее характерны умственная отсталость и отклонения других психических функций. Все этапы развития речи, описанные выше, проявляются в гораздо более поздние сроки.

Некоторые тяжелые пороки диагностируются уже в раннем возрасте (синдром Дауна, синдром Тернера-Шершевского и другие).

Патогенез

Задержка речевого развития у детей – это нарушение, в основе зарождения и развития которого лежит врожденное или приобретенное уменьшение центра Брока в левом полушарии мозга, отвечающего за моторную организацию речи и связанного с кодификацией звуков, а также правосторонняя асимметрия речевых зон. Симптомы могут иметь различный характер, поэтому требуется консультация специалистов.

Также у таких детей отмечаются следующие морфологические изменения мозга:

  • патология верхней лобной борозды, участвующей в когнитивных функциях;
  • увеличение толщины мозолистого тела, соединяющего правое и левое полушария;
  • уменьшение величины хвостатого ядра, отвечающего за артикуляционные способности (выдувание воздуха, цокание, щелчки и другие);
  • снижение объема переднего мозга (промежуточный мозг и большие полушария).

Какие специалисты занимаются речевыми расстройствами?

Принято считать, что проблемами речи у детей занимаются только логопеды и коррекционные педагоги, однако это не так. Логопеды имеют педагогическое образование, а не медицинское. Они учат детей правильно произносить звуки и начинают работать с ними с возраста 4-5 лет.

Для того, чтобы определить причину нарушения, необходимо провести детальное медицинское обследование.

С этой целью проходят консультацию у следующих специалистов:

  • сурдолог (специалист, выявляющий проблемы нарушения слуха);
  • невропатолог (лечение может быть назначено уже с рождения);
  • генетик (выявление отягощенной наследственности);
  • психотерапевт (при аутизме и других нарушениях психики).

Кроме того, может потребоваться помощь таких педагогических специалистов, как дефектолог (адаптация детей в обществе, имеющих психические и физические недостатки; начало занятий обычно с 2 лет) и детский психолог.

Диагностика

Диагностика проводится с помощью следующих методов:

  • оценка неврологического статуса (менингеальные симптомы, рефлексы, тонус мышц речевого аппарата);
  • психологическая диагностика: шкала психомоторного развития Гезелла, денверский тест, шкала Бейли и другие способы;
  • электроэнцефалография – стандартное исследование и с включением сна для выявления эпилептической активности структур мозга, которые неблагоприятно влияют на развитие ребенка;
    ЗРР (задержка речевого развития) у детей. Симптомы, лечение ребенка
  • магнитно-резонансная томография головного мозга, компьютерная томография черепа с целью нейровизуализации возможных морфологических отклонений;
  • специальные генетические тесты;
  • аудиометрия, метод слуховых вызванных потенциалов (регистрация проведения импульсов по участкам слухового анализатора).

Лечебные и корректирующие мероприятия для детей 2-7 лет

Заниматься самолечением по совету знакомых при данном нарушении нельзя, так как задержка развития речи может быть обусловлена различными причинами. Медикаментозная терапия должна обязательно сопровождаться педагогическим воздействием, занятиями с дефектологом и логопедом.

Целью работы этих специалистов является не только устранение дефектов произношения, но и повышение уровня психического развития детей, поэтому план занятий с ребенком составляется в индивидуальном порядке и включает в себя пальчиковые игры, артикуляционную гимнастику, пополнение словарного запаса, выполнение тестовых заданий, развитие дыхания.

Большую роль также имеют упражнения в семье с родителями. Дефектолог поможет выбрать направление той работы, которую необходимо провести с ребенком.

Медикаментозная терапия

Лекарственные препараты могут быть назначены только неврологом или психиатром. Особенности их применения, в зависимости от возраста и характера расстройств, приведены в таблице ниже.

Возраст ребенка, лет Группы препаратов, основной фармакологический эффект, схема приема Название лекарственного средства
6 месяцев – 3 года Фитосборы. Седация для детей с повышенной возбудимостью и тревожностью. Курс лечения длительный, до 12 месяцев. Чередование препаратов через каждые 2 недели с таким же перерывом. Настойка валерианы, пустырника (внутрь)

Отвары липы, календулы (для ванн)

Чаи «Баюшки-баю» (разрешен с 4 месяцев), «Бабушкино лукошко» (с 5 месяцев), «Вечерняя сказка» (с 6 месяцев) и другие.

С 12 лет (по назначению врача и в более ранний период) Фитосредства. Тонизирующий эффект при снижении активности симпатической нервной системы. По 1-2 капли на 1 год жизни 2 раза в день до обеда за полчаса мин до еды, 1-2 месяца, чередование по той же схеме, что и в предыдущем случае. Настойки женьшеня, лимонника китайского, элеутерококка, родиолы розовой, заманихи.
С 3 лет Биотики. Применяются при выраженном дефиците внимания. Глицин

Биотредин

С 1 месяца Препараты ноотропного действия. Способствуют активному питанию и восстановлению тканей мозга. Чаще всего применяется схема Актовегин + Кортексин (внутримышечное введение раствора по 2 и 1-2 мл соответственно) по 1 уколу с чередованием (10 инъекций для каждого из препаратов). Повторный курс через 2-12 недель в зависимости от степени поражения. Гопантеновая кислота (Пантогам)

Актовегин

Кортексин

Витаминно-минеральные комплексы

Когитум (с 7 лет)

Фенибут

Физиотерапия

Задержка речевого развития у детей, симптомы которой описаны в статье, хорошо поддается лечению с помощью физиотерапевтических методов:

  • Микротоковая рефлексотерапия. Применяется для детей 1-3 года и старше. Терапевтический эффект заключается в воздействии на мозг микротоками, при этом происходит улучшение его работы, в том числе речевого центра. Проводится в комплексном лечении с массажем, ЛФК, занятиями психологом и логопедом. Перед началом терапии обязательно нужно сделать ЭЭГ, так как данная методика противопоказана при судорожном синдроме, эпилепсии и психических расстройствах. Для получения максимального эффекта проводится 3-4 курса.
    ЗРР (задержка речевого развития) у детей. Симптомы, лечение ребенка
  • Транскраниальная магнитотерапия. Применяется для детей от 3 до 13 лет. При этом на мозг ребенка воздействуют бегущим магнитным полем. Происходит активация корково-подкорковых структур мозга, которые влияют на речевые функции. Противопоказаний практически нет, за исключением металлических имплантатов. Также данную методику применяют с осторожностью при повышенной судорожной готовности.
  • Электрофорез на шейный отдел с никотиновой кислотой. Введение лекарства производится через неповрежденную кожу посредством электрических импульсов. Так же, как и магнитотерапия, проводится курс процедур из 10-15 сеансов.
  • Массаж воротниковой зоны.

Дельфино- и иппотерапия

Иппотерапия способствует повышению речевой активности, при этом занятия должны проводиться со специалистом-иппотерапевтом.

Методика заключается в следующем:

  1. Сначала ребенку задают простые вопросы, требующие односложных ответов или применения только жестов (например, «Лошадка ест травку?»).
  2. Затем вопросы усложняются, задачи требуют физических действий, на первом этапе они могут проводиться совместно.
  3. Увеличивается словарный запас, стимулируется желание ребенка говорить («Как говорит лошадка?», «Кто громче фыркает – ты или лошадка?»).
  4. Отрабатываются простые слова («Но!», «Стой!» и другие) с эмоциональной окраской.

ЗРР (задержка речевого развития) у детей. Симптомы, лечение ребенка

Такой же эффект оказывает дельфинотерапия. Эти животные очень дружелюбны и активно общаются с детьми и взрослыми. К занятиям в воде могут привлекаться родители. Все занятия проходят в свободной игровой форме. Дельфинотерапия особенно эффективна при логоневрозах. Обычно оба вида лечения назначается детям в возрасте от 1 года (в некоторых случаях и раньше).

Работа с педагогом-корректологом

При работе с детьми, у которых нарушено развитие речи, используются следующие виды коррекционных способов:

  • арттерапия;
  • сказкотерапия;
  • музтерапия;
  • сенсорное развитие;
  • разработка мелкой и крупной моторики, пальчиковые игры;
  • формирование пространственно-временных отношений;
  • артикуляционная гимнастика;
  • совершенствование общеинтеллектуальных умений, словесных форм мышления.

Полезные упражнения при ЗРР

Задержка речевого развития у детей, симптомы которой могут варьироваться от легких (неправильное произношение отдельных звуков) до тяжелых нарушений и полного отсутствия речи, корректируется с помощью специальных упражнений.

При их проведении следует выполнять следующие рекомендации:

  • не стоит предугадывать желания ребенка для стимуляции речевой активности;
  • все занятия должны проводиться в игровой форме, а игры необходимо чередовать (подвижные с неподвижными);
  • в качестве поощрения следует выражать эмоциональную заинтересованность в успехах ребенка и чаще хвалить его;
  • нельзя также перегружать его видео- и аудиоинформацией;
  • при совместных занятиях необходимо почаще произносить глаголы, так как именно они помогают построению фраз;
  • в качестве развивающих игрушек можно использовать недорогие подручные, природные материалы, которые вызывают у детей не меньший интерес, чем фабричные.

Развитие головного мозга

Для общего развития головного мозга рекомендуется обеспечить ребенка такими предметами, как:

  • конструкторы (для младшего возраста – простые, в более старшем – из большего количества сложных элементов);
  • пазлы (для малышей – из 3-4 частей, постепенно число деталей следует увеличивать);
  • игры-вкладыши и шнуровки;
  • мозаики;
  • кубики и мячи разного размера и цвета;
  • различные тренажеры по типу бизиборда (от 1-1,5 лет);
  • пластилин, краски, гравюры, простые вышивки.

Игры с ними должны проводиться совместно с родителями.

Развитие фонематического слуха

Для развития фонематического слуха (способности различать отдельные звуки) можно использовать следующие упражнения:

  • узнавание звуков, не связанных с речью (банки с крупами, фольга, ложки и другие предметы);
  • определение природных звуков (например, шум дождя) и бытовых (шаги, свисток, скрип двери и другие);
  • поиск двух одинаково звучащих банок и коробок с наполнителями;
  • определение источника звука (например, спрятанный будильник) и другие игры.

ЗРР (задержка речевого развития) у детей. Симптомы, лечение ребенка

Постепенно в эти занятия включают слоги и слова (их повторение за ведущим, звукоподражание за животными, определение ошибок в произношении).

Структура слова и моторика

После освоения основных слогов начинается отработка упражнений на структуру слова:

  • отхлопывание в ладоши слогов (сначала простые слова из 2 слогов, затем более длинные);
  • считалки;
  • пальчиковые игры;
  • подвижные игры с использованием стихов.

Словарный запас

Среди упражнений на развитие словарного запаса можно выделить следующие:

  • игра, кто больше назовет предметов, входящих в обобщенную группу (например, фрукты, мебель и другие);
  • подбор синонимов и антонимов (если ребенок уже умеет читать, то на первом этапе можно искать их в тексте);
  • объяснение значения слов;
  • распределение слов по группам (овощи, фрукты, домашние и дикие животные);
  • подбор подходящих глаголов к существительному, родственных (однокоренных) слов;
  • игры «разложи предметы по местам», «в чем сходство и в чем отличие», «чего не хватает на картинке» и другие.

Развитие артикуляции

Артикуляционная гимнастика является одним из основных моментов в развитии речи ребенка и должна проводиться с самого начала занятий ежедневно.

ЗРР (задержка речевого развития) у детей. Симптомы, лечение ребенка

К наиболее широко применяющимся упражнениям можно отнести следующие:

  • разминка для губ – улыбка, чередующаяся с вытягиванием их в трубочку;
  • «чистим зубы» – языком необходимо пройтись по всем зубам;
  • «часики» – перемещение языка из одной стороны в другую (рот открыт);
  • сворачивание языка в трубочку и расположение в форме «лопатки»;
  • сдувание перышек или легких кусочков бумаги с кончика языка;
  • вытягивание языка в «чашечку» с попыткой дотянуться до носа;
  • надувание щек, толкание языка в щеку;
  • «барабанная дробь» – стук кончиком языка по отростку за передними верхними зубами.

Рекомендации родителям

Для родителей разработаны следующие рекомендации:

  • при выявлении симптомов, указанных выше, нельзя пускать ситуацию на самотек, необходимо обязательно обратиться к специалистам (на первом этапе – к участковому педиатру);
  • в течение дня нужно максимально комментировать свои действия, однако, если ребенок перестал реагировать и устал, то требуется передышка;
  • в домашних условиях следует выполнять дополнительные упражнения, которые посоветует логопед;
  • необходимо совместно с ребенком читать книги и просматривать мультфильмы, объясняя ему доступным языком происходящее;
  • так как развитие речи напрямую зависит от общего психоневрологического статуса, нужно создавать дома среду, способствующую творческой активности ребенка – яркие игрушки и предметы, поделки, способствующие развитию мелкой моторики, привлечение к домашнему простому труду.

Возможные последствия, прогноз

Если задержка речи не связана с тяжелыми органическими поражениями мозга, то ее можно компенсировать при проведении всех вышеизложенных рекомендаций. Однако в некоторых случаях легкая недостаточность может остаться на всю жизнь.

При отсутствии адекватных лечебно-профилактических и педагогических мероприятий возможны следующие последствия:

  • интеллектуальная недостаточность;
  • трудности в обучении, школьная неуспеваемость;
  • инертность психических процессов;
  • отсутствие абстрактно-логического мышления;
  • трудности в подборе слов, выражении чувств и мыслей, бедный словарный запас, ограниченный круг общения.

Задержка речевого развития у детей – распространенное явление, которое при правильном подходе можно полностью устранить к 7 годам.

При возникновении таких симптомов, как отсутствие реакции на звуки, «отзеркаливание» речи необходимо срочно обратиться к врачу, так как это может свидетельствовать о развивающейся глухоте и психических нарушениях. Коррекционная работа производится с применением разнообразных методик и подбирается индивидуально.

Видео о том, что такое задержка речевого развития у детей, и способах её лечения

Что делать, если ребёнок не говорит:

Беременность, роды, новорожденный ребенок, лечение, развитие, воспитание, здоровье мамы после родов
Добавить комментарий