1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Звонкие и глухие, шипящие звуки относятся к классу согласных букв. И вместе с гласными буквами они образуют определенную языковую систему письма.

Буквенный и звуковой состав языка

Условная последовательность букв в языке, образующая систему письменных знаков, называется алфавитом. Каждая буква в слове соответствует звуковому элементу (элементам), благодаря чему в принципе возможна письменная фиксация речи и ее воспроизведение при чтении.

Русский язык располагает алфавитом, состоящим из 33 букв.

Звонкие и глухие, согласные и гласные, шипящие звуки. Таблица, памятка 1-2 класс

Русская система буквенных символов представлена в таблице ниже:

А

а

Б

бэ

В

вэ

Г

гэ

Д

дэ

Е

е

Ё

ё

Ж

жэ

З

зэ

И

и

Й

и краткое

К

ка

Л

эль

М

эм

Н

эн

О

о

П

пэ

Р

эр

С

эс

Т

тэ

У

у

Ф

эф

Х

ха

Ц

цэ

Ч

че

Ш

ша

Щ

ща

Ъ

твёрдый знак

Ы

ы

Ь

мягкий знак

Э

э

Ю

ю

Я

я

Количество букв

Звонкие и глухие, согласные и гласные, шипящие буквы входят в русскую языковую знаковую систему. Самая широкая и основная группировка букв – разделение на согласные и гласные. Русский примыкает к группе языков консонантного типа, то есть в нем преобладают согласные письменные знаки.

Количественное соотношение букв в русском языке выглядит следующим образом: 10 гласных, 21 согласных и 2 буквы, не относящиеся к данным категориям (ь, ъ).

Количество звуков

Звуковой состав отличается от буквенного на 9 элементов в большую сторону, в русском языке насчитывается 42 звука.

Звонкие и глухие, согласные и гласные, шипящие звуки. Таблица, памятка 1-2 класс
Звонкие и глухие, согласные и гласные, шипящие буквы — из них состоит русская языковая система

Причины несовпадения звукового и буквенного состава языка:

  • Распадение букв я, ю, е, ё на 2 звуковых элемента, один из которых представляет собой согласный звук [j’].
  • Отсутствие звукового облика у букв ъ и ь.
  • Добавление парных согласных звуков по мягкости.

Общее количественное соотношение букв и звуков русского языка представлено в таблице ниже:

Звуки Количество звуков Количество букв
Гласные 6 10
Согласные 36 21
+ъ и ь, которые не обозначают никакой звук
Итого 42 33

Согласные звуки принято делить по следующим критериям:

  • Твердый/мягкий/непарный по твердости/мягкости.
  • Звонкий/глухой/непарный по звонкости/глухости (сонорный).
  • Шипящие.

Значение букв я, ю, е, ё

Особое значение для русской графики имеют буквы я, ю, е, ё.

Звонкие и глухие, согласные и гласные, шипящие звуки. Таблица, памятка 1-2 класс

В зависимости от конкретного положения в слове они могут выполнять разные функции:

  1. Обозначать 1 гласный звук ([а], [у], [э], [о]) и мягкость предшествующего согласного. Данная функция характерна в том случае, когда указанные буквы следуют сразу после согласного. Примеры: мять [м’ат’], люк [л’ук], лёд [л’от], день [д’эн’].
  2. Обозначать 2 звуковых элемента: согласный [j’] + гласные [а], [у], [э], [о]:

я = [j’а]

ю = [j’у]

е = [j’э]

ё = [j’о].

Такую роль эти буквы могут играть в следующих позициях:

  • В абсолютном начале слова. Примеры: ярмарка [j’армарка], ёлка [j’олка], юла [j’ула], ель [j’эл’].
  • После другой гласной буквы. Примеры: баян [баj’ан], уют [уj’ут], жуёт [жуj’от].
  • После ь и ъ, выполняющих разделительную функцию. Примеры: семья [с’им’j’а], пьёт [п’j’от], шьют [шj’ут].

Значение букв ъ, ь

Несоответствие количества букв и звуков в русском языке объясняется и особым назначением букв ь (мягкий знак) и ъ (твердый знак). Изначально данные графические символы в языке играли совершенно конкретную роль: они обозначали на письме звуки речи, которые подвергались редукции (произносились недостаточно четко).

С течением некоторых исторических процессов буквы ъ и ь утратили данную функцию и перестали вообще обозначать какие-либо звуки.

На современном этапе развития языка значение данных букв ограничивается несколькими служебными функциями:

  1. Смягчение. Данная функция относится только к Ь (мягкому знаку). Он смягчает любые согласные (за исключением шипящих) в середине, а также в конце слова (примеры: возьму, жаль, соль, ноль письмо, пальма). Посредством мягкого знака обозначается и мягкость сонорного согласного звука [л] перед любыми другими согласными (примеры: больной, мальчик, мыльница).
  2. Разделение. Твердый и мягкий знаки играют разделительную роль в слове. Благодаря данной функции букв ь и ъ остальные звуки не сливаются при чтении, и читающий может абсолютно точно воспроизвести слово в звучащей речи. Примеры: подъезд, адъютант, двухъярусный, обезьяна, сеньор. Наличие разделительных знаков, как правило, сигнализирует о следовании двойной гласной (я, ё, е, ю).

Отличие букв от звуков

Звонкие и глухие, согласные и гласные, шипящие буквы соотносятся со звуками в языке. Но понятия «звук» и «буква» недопустимо смешивать. Буква – это не более чем изображение, картинка. Она не обладает какими-либо свойствами и не различает слова, а выступает в качестве описательного элемента.

Понятие о звуке

Звук – это минимальный элемент речи, который является результатом сложных артикуляционных манипуляций. Звуки речи обладают определенными характеристиками с точки зрения восприятия речи и акустики. Артикуляционно все звуки делятся на 2 больших класса – гласные и согласные.

Понятие о букве

Буква – это графический знак, которым на письме обозначаются звуки. Все буквы в языке делятся на гласные и согласные, а также на строчные и прописные. Звукобуквенные отношения в языке неоднозначны. Так, одной и той же буквой могут обозначаться на письме совершенно разные звуки (пример: молоко – [мъл˄ко], буквой о обозначено 3 разных звука).

Звонкие и глухие, согласные и гласные, шипящие звуки. Таблица, памятка 1-2 класс

Имеет место и обратная ситуация, когда один и тот же звучащий элемент изображается на письме различными буквами (пример: лук – луг, [лук] – [лук]).

Графический символ может одновременно обозначать сразу 2 звука (пример: юла – [j’ула]), а в других случаях ни одного (пример: ель – [j’эл’]). В орфографической ситуации «непроизносимая согласная» у буквы отсутствует всякое звуковое соответствие (пример: лестница – [л’эсн’ица]).

Отличия букв от звуков

Основные отличия букв от звуков представлены в таблице ниже:

Буква Звук
Визуальный элемент (видим, читаем) Аудиальный элемент (слышим, произносим)
Обозначающий элемент Обозначаемая единица
Не обладают никакими характеристиками, делятся только на гласные и согласные Обладают следующими характерными особенностями: твердость/мягкость, глухость/звонкость. Бывают ударными и безударными.
Не определяют выбор звука речи Определяют выбор буквенного знака

Разделение звуков и букв на согласные и гласные

Звонкие и глухие, шипящие звуки относятся к классу согласных. Гласные буквы составляют противоположный по характеристикам класс элементов.

Звонкие и глухие, согласные и гласные, шипящие звуки. Таблица, памятка 1-2 класс

Отличие гласных звуков от согласных:

  • По способу артикуляции:
    • гласные образуются при участии голоса, шумы полностью отсутствуют; воздушная струя не встречает какой-либо преграды при произнесении;
    • согласные образуются либо только из шумов (глухие), либо из шумов и голоса (звонкие и сонорные).
  • По акустическим характеристикам:
    • гласные определяются тоном, они отличаются мелодичностью и гармоничностью восприятия; такой акустический эффект достигается за счет определенных колебаний голосовых связок;
    • согласный звук характеризуется дисгармоничностью и отсутствием музыкальности из-за преодоления потоком воздуха механических преград речевого аппарата.
  • По функции в слове:
    • основная функция гласных – слогообразование (количество слогов всегда приравнивается к числу гласных звуков в слове). Другие дополнительные функции – это окрашенность речи, сила звучания, эмоциональная нагруженность;
    • главная функция согласных звуков – делать речь четкой, разборчивой, членораздельной (практически любое слово можно угадать по согласным звукам, при отсутствии гласных).

Гласные звуки и буквы

Русский язык насчитывает в своем составе 10 гласных букв и 6 гласных звуков. В звучании русского литературного языка преобладают звуки [и] и [а], данный феномен принято называть «аканье», «иканье». Главная особенность гласных звуков, вызывающая трудности в орфографическом написании, – это видоизменение качества звука (редукция) в ослабленной позиции.

Звонкие и глухие, согласные и гласные, шипящие звуки. Таблица, памятка 1-2 класс

Сильным положением для гласного считается нахождение звука под ударением, в остальных случаях сила и качество звучания ослабляется. Главная функция гласного звука – способность образовывать слог и становиться его вершиной. В русской языковой системе согласные не могут выступать в качестве слогообразующих единиц.

Согласные звуки

Согласные – это класс звуков речи, который противоположен по своим акустическим и артикуляционным признакам классу гласных звуков.

Согласные звуки принято разделять на группы на основании разных критериев:

  • по степени шума и голоса (глухие, звонкие, сонорные);
  • наличие палатализации (смягчения): твердые, мягкие.

За пределами школьной лингвистики рассматриваются и другие, более сложные группировки согласных звуков.

Выделение согласных в группы по основным лингвистическим характеристикам представлены в таблице ниже:

Согласные звуки Твёрдые Мягкие
парные по твёрдости/мягкости
Звонкие [л], [м], [н], [р] [л’], [м’], [н’], [р’] [j’]
парные по звонкости/глухости [ж] [б], [в], [г], [д], [з] [б’], [в’], [г’], [д’], [з’]
Глухие [ш] [п], [ф], [к], [т], [с] [п’], [ф’], [к’], [т’], [с’]
[ц] [х] [х’] [ч’], [щ’]

Парные/непарные согласные по глухости/звонкости

Большая часть согласных звуков образует пары по глухости/звонкости. Глухой – это согласный звук, который состоит только из шума. В образовании звонкого согласного участвует также и голос, связки при артикуляции вибрируют.

Парные согласные по глухости/звонкости:

[б] – [п], [в] – [ф], [г] – [к], [д] – [т], [ж] – [ш], [з] – [с].

5 согласных звуков не имеют глухого парного звука:

[л], [м], [н], [р], [j’]. Эти звуки всегда звонкие, по-другому их называют сонорными. При произнесении данных согласных участие голоса более выражено, чем у других звонких звуков.

4 согласных элемента не имеют парной единицы по звонкости:

[х], [ц], [ч’], [щ’].

Произнесение и написание звонких единиц и глухих может не совпадать. В зависимости от того в каком положении находится звук в слове, выделяют сильные и ослабленные позиции для глухих и звонких звуковых единиц.

Сильные позиции для согласных единиц, имеющих парные звуки по глухости/звонкости:

  1. Нахождение в лексической единице перед гласным звуком. Примеры: лиса, лоза.
  2. Нахождение в лексической единице перед звонким согласным звуком. Примеры: звонок, шнурок.

Слабые позиции для звонких звуковых единиц:

  1. В конце слова. Примеры: дуб, зуб, друг.
  2. В положении перед глухим звуковым элементом. Примеры: впереди, вовсе.

Звонкие и глухие, согласные и гласные, шипящие звуки. Таблица, памятка 1-2 класс

Слабые позиции для глухих согласных звуков:

  1. В конце слова. Примеры: лук, звук.
  2. В положении перед звонким, а также сонорным согласным звуком. Примеры: сделать, сбежать.

В сильном положении воспроизводимый звук идентичен букве, которой он обозначается (пример: лиса, с = [с]; звонок, з = [з]). Слабая позиция меняет качество произнесенного звука: глухие согласные озвончаются, а звонкие произносятся глухо. Таким образом, буква соответствует парному глухому или звонкому звуку.

Примеры: дуб, б = [п]; сделать, с = [з]. Из-за нахождения звука в слабом положении нередко возникают трудности в правописании. Необходимо видоизменить слово так, чтобы звук, вызывающий трудность в написании, оказался в сильной позиции (пример: луг [лук] – луга [луга]).

Парные/непарные согласные по твердости/мягкости

Значительная часть согласных звуков в русском языке образует пары по твердости/мягкости. Для обозначения мягкого парного звука в русском алфавите не предусматривается отдельной буквы. Мягкость звука на письме обозначается либо мягким знаком, либо гласными е, ё, ю, я, в составе которых присутствует мягкий согласный [j’].

Парные согласные звуки по твердости/мягкости:

[б] – [б’], [в] – [в’], [г] – [г’], [д] – [д’], [з] – [з’], [к] – [к’], [л] – [л’], [м] – [м’], [н] – [н’], [п] – [п’], [р] – [р’], [с] – [с’], [т] – [т’], [ф] – [ф’], [х] – [х’].

3 согласных не имеют мягкого парного звука:

[ж], [ш], [ц].

3 согласных не имеют твердого парного звука:

[ч’], [щ’], [j’].

Звонкие и глухие, согласные и гласные, шипящие звуки. Таблица, памятка 1-2 класс

Важно хорошо различать твердые и мягкие согласные звуки для того, чтобы избегать нарушения орфографических и орфоэпических норм.

Самую большую сложность, пожалуй, в разграничении твердых и мягких звучащих единиц создают слова иностранной этимологии (происхождения). В русском языке всегда была тенденция к смягчению согласного следующими за ним гласными я, ю, е, ё. Однако, в иноязычных лексических единицах эта закономерность часто нарушается.

Примеры к данной орфоэпической ситуации представлены в таблице ниже:

твердый согласный мягкий согласный
аль[тэ]рна-тива

ар[тэ]рия

а[тэ]ист

а[тэ]лье

бижу[тэ]рия

бу[тэ]рброд

гро[тэ]ск

резю[мэ]

диспан[сэ]р

ин[дэ]кс

ко[дэ]кс

компью[тэ]р

ко[тэ]дж

ла[зэ]р

майо[нэ]з

сви[тэ]р

стюар[дэ]сса [тэ]зис

[тэ]мбр

[тэ]ннис

[тэ]нт

[тэ]рмос

[тэ]ст

экстра[сэ]нс

 

аг[р’э]ссия

ака[д’э]мия

алли[т’э]рация

ба[с’э]йн

бе[р’э]т

брю[н’э]т гипо[т’э]за

[д’э]када

[д’э]кан

[д’э]по

[д’э]фис

кон[с’э]рвы

ко[ф’э]

к[р’э]м

ку[п’э]йный

либ[р’э]тто

му[з’э]й

О[д’э]сса

п[р’э]сса

прог[р’э]сс

[р’э]ф[р’э]н [с’э]йф

[с’э]ссия

стра[т’э]гия

[т’э]рапевт

[т’э]рмин

[т’э]ррор

фа[н’э]ра

ши[н’э]ль

Шипящие

4 согласных звука в русском языке принято называть шипящими:

[ж], [ш], [ч’], [щ’]. Звуки [ж], [ш] всегда твердые вне зависимости от позиционного расположения в слове. Звуки [ч’], [щ’] всегда мягкие также вне зависимости от соседних звуков. Из-за особенных характеристик шипящих звуков существуют особые орфографические правила, связанные с их написанием.

Правила, связанные с употреблением шипящих согласных звуков.

Постановка Ь в конце слова после шипящего звука. Мягкий знак не требуется для смягчения шипящих звуков: твердые [ж], [ш] в любом случае остаются твердыми, как и мягкие [ч’], [щ’] останутся мягкими.

Звонкие и глухие, согласные и гласные, шипящие звуки. Таблица, памятка 1-2 класс

Для правильной постановки мягкого знака необходимо пользоваться правилами орфографии, представленными в таблице ниже:

Ь пишется Ь не пишется
В конце существительных (ж.р., им.п., ед. ч.). Примеры: мышь, глушь, рожь. В конце существительных (м.р., им.п., ед.ч.). Примеры: ткач, врач, страж.
В конце глагола, стоящего в любой форме. Также Ь сохраняется перед -ся, -те. Примеры: печь, жечь, беречься. В конце существительных (ж.р. и ср.р., род.п. мн.ч.). Примеры: (много) куч, туч, училищ.
В конце наречий. Примеры: навзничь, настежь. В конце прилагательных в краткой форме. Примеры: горяч, хорош, свеж.
В конце наречий (исключений). Примеры: уж, замуж, невтерпеж.

Постановка гласного звука после шипящего согласного:

  • После шипящих звуков необходимо писать гласные а, у (примеры: чаша, шуба). Буквы я, ю в данном случае не употребляются. Исключения: жюри, жюльен, брошюра и некоторые другие.
  • После ж, ш, ч, щ следует писать букву и (не правильно писать букву ы). Примеры: жир, широкий, чистота.
  • После шипящих для обозначения ударного звука [э] обычно используется буква е (примеры: качели, жесть). Буква Э используется лишь в некоторых аббревиатурах (пример: ЖЭК) и после иноязычной приставки меж- (пример: межэтнический).
  • Для обозначения ударного [о] после звуков [ж], [ш], [ч’], [щ’] используется буква о в следующих орфографических случаях:
    • Окончания у существительных, у прилагательных и суффиксы всех наречий на -о. Примеры: ножом, хорошо, чужой.
    • Следующие суффиксы у существительных: -ок, -онок, -чонок, -оныш, -онк, -овк, -об, -отк, -овщин. Примеры: ручонка, прыжок, чащоба и другие.
    • Суффикс у прилагательных -ов- и производные формы и слова от данных прилагательных. Примеры: алычовый, алычовка.
    • В суффиксах -охоньк-. Пример: хорошохонько.
    • В корнях существительных и у прилагательных на месте беглого гласного. Примеры: ожог, жгу.
  • Буква ё обозначает ударный [о] во всех остальных случаях, которые не описаны в предыдущем пункте.
  • В безударной слабой позиции после звуковых единиц [ж], [ш], [ч’], [щ’], как правило, пишется буква е. Примеры: жестянка, чепец, желать.
  • В некоторых иностранных словах после шипящих в безударной позиции пишется буква о.

Звонкие и глухие, согласные и гласные, шипящие звуки. Таблица, памятка 1-2 класс

Примеры: шоссе, жонглер, шоколад.

Понятие о транскрипции

Звонкие и глухие, согласные и гласные, шипящие буквы лучше всего отображаются в фонетической транскрипции. Буквенная фиксация речи не отражает ее звуковой облик. Графическое изображение речи во многих случаях неоднозначно (пример: буква ю может означать 2 звука или же 1).

Для точной передачи звучащей речи на письме был разработан метод транскрибирования.

Фонетическая транскрипция призвана передавать даже тонкие особенности звуков, обусловленные аспектами акустики и артикуляции. Транскрипционная фонетическая запись всегда заключается в квадратные скобки. Для обозначения некоторых звуковых параметров используют дополнительные (диакритические) знаки, например, [’] знак мягкости согласного звука.

Фонетический разбор лексической единицы

Звонкие и глухие, согласные и гласные, шипящие буквы необходимо обозначать при разборе лексической единицы со стороны фонетики. Звуковой анализ слова – это описание лексической единицы с точки зрения ее буквенного и звукового содержания, а также слогового разделения.

Звонкие и глухие, согласные и гласные, шипящие звуки. Таблица, памятка 1-2 класс

Пошаговая инструкция фонетического разбора лексической единицы:

  1. Выписать необходимое слово в той словоформе, в которой оно представлено.
  2. Обозначить ударный слог.
  3. Расчленить единицу на слоги.
  4. В квадратных скобках произвести транскрибирование.
  5. Записать отдельно, в вертикальный столбец, каждый звук из фонетической транскрипции.
  6. Охарактеризовать каждый выписанный звук по предложенной ниже схеме:
    • гласный:
      • ударный/безударный;
    • согласный:
      • звонкий/глухой/сонорный, твердый/мягкий, шипящий.
  1. Подсчитать количество букв в лексической единице.
  2. Определить численность звуков в анализируемом слове.
  3. Соотнести звукобуквенный состав, обозначить несоответствия, если они имеются.

Звонкие и глухие, шипящие звуки, относящиеся к классу согласных букв, а также гласные буквы позволяют фиксировать письменно и воспроизводить устно речевой поток. Данные единицы – основа языковой системы.

Оформление статьи: Е.Чайкина

Полезный видео-ролик о буквах и звуках русского языка

Как производится фонетический разбор слова, можно посмотреть здесь:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ