Подготовительная группа детского сада – это первая ступень к новой более самостоятельной жизни ребенка. Ребенка готовят идти в школу, и он должен научиться принимать решения самостоятельно, решать задачи, на равных общаться со сверстниками.
Существует много хороших, разработанных специалистами программ, для подготовки детей к школе, но игровая деятельность, по мнению многих педагогов, является лучшей из программ. Дети с удовольствием в игровой форме учатся быть самостоятельными и готовыми к взрослой жизни.
Характеристика
Игровая деятельность в подготовительной группе – это эффективный способ для ребенка обогатить свой социальный опыт, расширить границы познания. Забавы нельзя воспринимать процесс только как способ развлечения малышей, это совершенно отдельный мир, разнообразие и потенциал которого открывает широкие образовательные возможности и для родителей, и для педагогов детского сада.
Игровая деятельность в подготовительной группе – это один из важнейших этапов в подготовке детей к школе.
Применяя подобную деятельность, воспитатель может решить сразу несколько важных задач:
- поддержать у детей проявление их активности, самостоятельности и творчества в различных видах игр;
- обогатить игровой опыт детей во время игр, в которых применяется интегративная деятельность: познавательная, речевая, продуктивная;
- сформировать у детей умение точно следовать правилам дидактических, подвижных и развивающих игр, самостоятельно создавать свои правила;
- помочь ребенку научиться сотрудничать со сверстниками, развить дружеские взаимоотношения, интереса к различным видам игр.
Игровая деятельность в образовательном учреждении (ДОУ) – это особая форма собственной жизни дошкольника, которая позволяет ему активно развиваться в физическом, психическом и интеллектуальном направлении.
Дети благодаря игре воспитывают волевые, нравственные качества и творческие способности.
Игровая деятельность в подготовительной группе – это прекрасная возможность для любого ребенка, который уже может адекватно осознавать то, что происходит вокруг него, справиться с эмоциональными трудностями. Во время игры ребенок может переработать все полученные ним впечатления, разложить все «по полочкам».
Взрослый человек может поделиться наболевшем вопросе с близким человеком, а ребенку сложно правильно высказать то, что его беспокоит. Но он может рассказать о переживаниях языком игры. Если ребенок расстроен или чем-то обеспокоен, то он может «переиграть» любое событие в игре.
Упражнения в игровой форме для дошкольников
Игровая деятельность в подготовительной группе помогает развивать у детей самостоятельность, инициативу, творческие способности, навыки самостоятельной регуляции, а также сформировать у детей доброжелательные отношения со сверстниками, научиться договариваться и решать конфликты.
В подготовительной группе воспитатели активно используют несколько видов игровой деятельности. Все они и их особенности описаны в таблице ниже.
Виды игр | Особенности |
Сюжетно-ролевые | Помогает обучить детей брать на себя различные роли в зависимости от выбранной игры, использовать разные атрибуты, конструктор, строительный материал. Побудить детей самостоятельно создать свою игру, подбирать роли, инструменты. Помогает развивать творческие способности, раскрыть представление об окружающей жизни, впечатлениях о литературе и мультфильмах. |
Подвижные | Помочь детям самостоятельно действовать во время подвижных игр. Проводить игры в форме соревнований, которые способствуют развитию физических качеств: ловкости, быстроты, выносливости, координации движений, умения ориентироваться в пространстве. |
Театрализованные | Помочь ребенку и развить в нем самостоятельность во время организации театральных игр. Усовершенствовать умение самостоятельно выбирать стих, сказку, песню для постановки, готовить атрибуты и декорации для будущего спектакля. Воспитать у детей любовь к театру. |
Дидактические | Продолжать совершенствовать у детей навыки игры в различные дидактические игры: лото, мозаику и другие. Развивать умение организовывать игры, брать на себя роль ведущего, согласовывать свои действия и игроков. Развивать в игре сообразительность и умение самостоятельно решать задачи. |
Природа и человек
Цель: помочь ребенку разобраться в том, что в окружающем его мире создано человеком, а что дарит человеку природа.
Материалы для работы: мяч.
Алгоритм игры:
- Воспитатель спрашивает:
— Что сделано человеком? – бросает мяч в руки ребенку.
- Ребенок должен ответить и передать мяч следующему игроку, который также должен ответить на вопрос.
- После того, как мяч полностью пройдет по кругу и вернется к педагогу, то он снова задает новый вопрос:
— Что создано природой? – бросает снова мяч одному из детей и все повторяется заново, но только уже называются предметы, созданные природой.
- Тот ребенок, который не сможет назвать нужное слово, выходит из круга и возвращается в него только тогда, когда подберет нужный ответ на поставленный вопрос.
Добавь слог и составь слово
Цель:
- помочь детям развивать их фонематический слух;
- сформировать быстроту мышления.
Материалы для игры: мяч.
Алгоритм игры:
- Воспитатель должен назвать любой слог, например, «жа» и бросает мяч одному из детей.
- Ребенок в свою очередь должен добавить слог, чтобы получилось в итоге слово «жа-ба», «жа-ло» и так дальше.
- Ребенок не назвавший слог выбывает из игры.
Слова наоборот
Цель:
- помочь детям развить свою сообразительность;
- научиться быстро думать и принимать решения в любой ситуации.
Алгоритм игры:
- Начинает игру воспитатель. Он должен назвать любое слово, которое придет ему на ум, например, он говорит:
— Далеко.
- Дети должны подобрать слово противоположное:
— Близко.
- Дальше снова воспитатель:
— Верх.
- Дети отвечают:
— Низ.
- И в такой последовательности быстро подбирать нужные слова.
Назвать растение с нужным звуком
Цель:
- научить ребенка быстро мыслить;
- развить у него фонематический слух.
Алгоритм игры:
- Воспитатель предлагает детям:
— Придумайте растение, название которого начинается на букву «В», «Д», «К». Можно указать любой звук.
- Дети должны называть растения на указанную букву. Выиграет тот, кто назовет самое большое количество названий.
Также можно играть и в других направлениях, например, называя овощи, фрукты и любые другие предметы.
Мое облако
Цель:
- развивать воображение;
- формировать сферу эмоций;
- оформить умение образное воспринимать природу.
Алгоритм игры:
- Дети с максимальным комфортом обустраиваются в кругу, изображающем поляну, затихают и прикрывают глаза.
- Воспитатель говорит, что необходимо представлять отдых на лесной полянке. При этом нужно представить, что вокруг поют птиц, ощущается запах трав и цветов, а над всем этим проплывают облака.
- Следует выбрать самое интересное облако и рассказать остальным детям, что оно напоминает.
Найди листок, как на дереве
Цель: обучить дошкольников классификации растения по какому-то четко сформированному признаку.
Алгоритм игры:
- Педагог разделяет детей на 3-5 подгрупп.
- Каждой команде предлагается тщательно рассматривать листву на каком-то конкретном кусте или дереве, а затем необходимо заметить аналогичные опавшие на землю.
- Воспитатель продолжает:
— А теперь мы должны посмотреть, чья группа будет самой быстрой и отыщет эту листву.
- Дошкольники начинают искать и сравнивать.
- Дети из каждой подгруппы после окончания поисков выстраиваются возле куста или дерева, листву которых они должны были найти.
- Побеждает та подгруппа дошкольников, которая сможет собраться возле куста самая первая. Также возможно присуждение победы той команде, которая сможет собрать наибольшее количество листьев.
Никаких ошибок
Цель:
- развивать у дошкольников умение быстро мыслить;
- закреплять познания о действиях, которые необходимо осуществлять дошкольников в различное время суток.
Алгоритм игры:
- Педагог озвучивает разные части суток или конкретное время.
- А дошкольники отвечают только 1 словом, например, завтрак или умывание. Они называют время, когда это может происходить.
О чем идет разговор
Цель:
- обучить дошкольников способности отличать разные дефиниции одного и того же слова;
- сформировать умение не только называть, но и сравнивать эти дефиниции;
- определять и формулировать общие и различающиеся черты в данных словах.
Алгоритм игры:
- Педагог объявляет, что существуют сходные и противоположные по смысловой нагрузке слова. А также о том, что слова бывают одинаковые, но при этом ими называются различные предметы или явления.
- Далее педагог формулирует конкретное слово, а дошкольники должны определить его дефиницию. Например:
- Головка. Дошкольники могут сказать, что она есть у человека или лука.
- Иголка. Дошкольники могут вспомнить, то она существует у шприца, хвойного дерева или ежика.
- Нос. Дети могут сказать, что он присутствует у них, парохода или чайника.
- Возможно продолжение, есть назвать другие слова:
- ушко;
- ножка;
- крыло;
- горлышко и так далее.
Угадай, что в мешочке
Цель: представить описание характеристик, которые ощущаются руками.
Алгоритм игры:
- Педагог ссыпает в закрытую и непрозрачную емкость овощи и фрукты.
- Дошкольник ощупывает и определяет, что он трогает.
- Ребенок должен вспомнить загадку о данном овоще или фрукте.
- Остальная группа отгадывает, что же нащупал ведущий.
Отгадай, как правильно
Цель:
- развивать у группы способность описывать какой-то конкретный предмет, не видя его;
- уметь сформировать его основополагающие характеристики;
- согласно полученному описанию основных характеристик, уметь узнать этот предмет.
Материалы для игры: цветные фишки.
Алгоритм игры:
- По сигналу воспитателя ребенок, получивший фишку, встает и дает описание по памяти любого предмета.
- Затем передает фишку тому, кто будет отгадывать.
- Отгадав, ребенок описывает свой предмет, передает предмет следующему.
- Игра продолжается, пока все участники не примут в ней участие.
Лесник
Цель:
- помочь детям разбираться в том, какое именно дерево можно встретить в лесной чаще;
- узнавать по внешнему виду кустарники и деревья, обратив внимание на их ствол, плоды, листья.
Алгоритм игры:
- Выбирается один «лесник», остальные дети – его помощники. Они пришли помочь ему собирать семена, для новых посадок.
- Лесник говорит:
— На моем участке растет много…
И перечисляет разные виды кустарников и деревьев.
- Он предлагает детям собрать семена с разных деревьев, чтобы посадить их и увеличить площадь своих владений. Он может только описать дерево, не называя его.
- Дети ищут семена, собирают их и показывают «леснику». Выигрывает тот, кто больше набрал семян и не ошибся.
Что это такое
Цель:
- помочь развить у детей логическое мышление;
- научить запоминать быстро все, что находится вокруг ребенка;
- развить смекалку.
Алгоритм игры:
- Воспитатель загадывает любое предмет живой или неживой природы, а после начинает перечислять признаки загаданного предмета, а дети должны продолжить.
- К примеру, воспитатель загадал такое слово, как яйцо. Он начинает рассказывать, что оно съедобное, овальное, бывает крупным и мелким, а дети продолжают, что его можно купить в магазине и так далее.
- После воспитатель называет другой предмет и так предлагает детям описывать его характеристики.
Чей это листок
Цель: научить детей по листу определить с какого дерева он слетел.
Алгоритм игры:
- Дети на прогулки собирают разные листочки, которые слетели с деревьев и кустов.
- А после, рассматривая каждый листок, распознают с какого именно дерева он упал, сравнивая его с теми, что еще есть на дереве.
Рассказать, не используя речь
Цель:
- закрепить у детей, полученные ними знания обо всех изменениях, которые происходят с растениями в осенний период;
- развить у них творческое воображение, наблюдательность.
Алгоритм игры:
Дети выходят на улицу, становятся в круг.
- Воспитатель предлагает им изобразить без слов, используя только мимику и жесты, что происходит в природе.
- Дети могут показать, что на улице холодно и зябко, что они надевают шарфики и шапки, греют руки. Могут показать, что пошел холодный дождь и нужно срочно открыть зонтики, поднять воротники.
Делаем театральное представление
Цель:
- научить детей быть самостоятельными;
- правильно распределять роли.
Алгоритм игры:
- Можно выбрать театральное представление, где роли будут играть представители разных профессий.
- Дети выбирают для себя профессию, рисуют какая форма у них должна быть, подбирают орудие труда, а во время представления рассказывают о своей профессии.
- Можно подключить родителей и сделать действительно красивое и настоящее представление.
Вспомнить слова
Цель:
- продолжить изучение звучания слов;
- упражнять детей в самостоятельном назывании слов;
- четко произносить каждый звук правильно.
Алгоритм игры:
- Дети становятся в круг.
- Каждый из детей должен вспомнить любое слово и сказать его следующему игроку, следующий игрок также говорит слово и передает его 3-ему ребенку, повернувшись к нему.
- И так по очереди дети произносят по 1 слову.
- Через 3 круга игра останавливается, и тот ребенок, который не смог быстро и четко сказать слово или уже повторил ранее названное, выходит из игры.
- Повторять слова нельзя, нужно придумывать новые и четко их проговаривать.
Палочка-выручалочка, остановись
Цель:
- учиться произносить правильно звуки;
- упражняться самостоятельно четко выговаривать слова.
Алгоритм игры:
- Дети становятся в круг, а воспитатель занимает место в его центре.
- Воспитатель предлагает детям описать названное животное. Так, к примеру, воспитатель говорит:
— Медведь.
- Каждый ребенок должен описать его:
- бурый;
- косолапый;
- впадает в спячку;
- живет в лесу.
- Кто из детей не сможет подобрать описание, выходит из игры.
Кому что потребуется
Цель:
- научить дошкольников правильно классифицировать предметы;
- помочь правильно подбирать предметы труда для определенной профессии.
Алгоритм игры:
- Воспитатель предлагает детям вспомнить, какие профессии существуют.
- После воспитатель называет одну из профессий, и дети должны рассказать какие предметы нужны ему для работы.
- Так, к примеру, врачу не обойтись без:
- фонендоскопа;
- шприцов;
- аппарата для измерения давления;
- градусника.
Обязательно найди
Цель: научить ребенка правильно употреблять прилагательные, согласовав их с существительными.
Алгоритм игры:
- Дети должны за 15-20 сек. осмотреть предметы, которые его окружают и запомнить те, что схожи по цвету или форме, сделанные из одного материала.
- По сигналу воспитателя один ребенок должен называть предметы, которые он запомнил, а другие дополняют его если он какие-то не назвал.
- Выигрывает тот ребенок, который назовет самое большое количество предметов.
Поиграем в испорченный телефон
Цель: развить у дошкольника слуховое внимание.
Алгоритм игры:
- Дети садятся по кругу.
- Воспитатель как можно тише на ухо рядом сидящего называет предмет.
- Ребенок в свою очередь передает его следующему игроку, называя то, что ему удалось услышать и так обмениваются словами со всеми игроками.
- После воспитатель спрашивает:
— Какое слово услышал первый игрок?
- Если тот скажет слово, предложенное ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с последнего), какое они услышали слово.
- Так узнают, какой игрок напутал, «испортил телефон». «Провинившийся» занимает место последнего игрока.
Игровая деятельность – это не просто эффективная методика, но еще и простая и легко усваиваемая дошкольниками программа обучения и подготовки к школе.
В подготовительной группе детей полностью готовят к походу в школу, и это касается не только грамматики и чтения, но и эмоционального состояния, которое позволит ему быстро освоиться среди сверстников и быть готовым к любым ситуациям, с которыми ранее сталкиваться не приходилось.
Видео на тему: игровая деятельность в подготовительной группе
Игровая деятельность в подготовительной группе: