Игровая деятельность в подготовительной группе. Картотека по ФГОС

Подготовительная группа детского сада – это первая ступень к новой более самостоятельной жизни ребенка. Ребенка готовят идти в школу, и он должен научиться принимать решения самостоятельно, решать задачи, на равных общаться со сверстниками.

Существует много хороших, разработанных специалистами программ, для подготовки детей к школе, но игровая деятельность, по мнению многих педагогов, является лучшей из программ. Дети с удовольствием в игровой форме учатся быть самостоятельными и готовыми к взрослой жизни.

Характеристика

Игровая деятельность в подготовительной группе – это эффективный способ для ребенка обогатить свой социальный опыт, расширить границы познания. Забавы нельзя воспринимать процесс только как способ развлечения малышей, это совершенно отдельный мир, разнообразие и потенциал которого открывает широкие образовательные возможности и для родителей, и для педагогов детского сада.

Игровая деятельность в подготовительной группе – это один из важнейших этапов в подготовке детей к школе.

Игровая деятельность в подготовительной группе. Картотека по ФГОС

Применяя подобную деятельность, воспитатель может решить сразу несколько важных задач:

  • поддержать у детей проявление их активности, самостоятельности и творчества в различных видах игр;
  • обогатить игровой опыт детей во время игр, в которых применяется интегративная деятельность: познавательная, речевая, продуктивная;
  • сформировать у детей умение точно следовать правилам дидактических, подвижных и развивающих игр, самостоятельно создавать свои правила;
  • помочь ребенку научиться сотрудничать со сверстниками, развить дружеские взаимоотношения, интереса к различным видам игр.

Игровая деятельность в образовательном учреждении (ДОУ) – это особая форма собственной жизни дошкольника, которая позволяет ему активно развиваться в физическом, психическом и интеллектуальном направлении.

Дети благодаря игре воспитывают волевые, нравственные качества и творческие способности.

Игровая деятельность в подготовительной группе. Картотека по ФГОС

Игровая деятельность в подготовительной группе – это прекрасная возможность для любого ребенка, который уже может адекватно осознавать то, что происходит вокруг него, справиться с эмоциональными трудностями. Во время игры ребенок может переработать все полученные ним впечатления, разложить все «по полочкам».

Взрослый человек может поделиться наболевшем вопросе с близким человеком, а ребенку сложно правильно высказать то, что его беспокоит. Но он может рассказать о переживаниях языком игры. Если ребенок расстроен или чем-то обеспокоен, то он может «переиграть» любое событие в игре.

Упражнения в игровой форме для дошкольников

Игровая деятельность в подготовительной группе помогает развивать у детей самостоятельность, инициативу, творческие способности, навыки самостоятельной регуляции, а также сформировать у детей доброжелательные отношения со сверстниками, научиться договариваться и решать конфликты.

В подготовительной группе воспитатели активно используют несколько видов игровой деятельности. Все они и их особенности описаны в таблице ниже.

Виды игр Особенности
Сюжетно-ролевые Помогает обучить детей брать на себя различные роли в зависимости от выбранной игры, использовать разные атрибуты, конструктор, строительный материал. Побудить детей самостоятельно создать свою игру, подбирать роли, инструменты. Помогает развивать творческие способности, раскрыть представление об окружающей жизни, впечатлениях о литературе и мультфильмах.
Подвижные Помочь детям самостоятельно действовать во время подвижных игр. Проводить игры в форме соревнований, которые способствуют развитию физических качеств: ловкости, быстроты, выносливости, координации движений, умения ориентироваться в пространстве.
Театрализованные Помочь ребенку и развить в нем самостоятельность во время организации театральных игр. Усовершенствовать умение самостоятельно выбирать стих, сказку, песню для постановки, готовить атрибуты и декорации для будущего спектакля. Воспитать у детей любовь к театру.
Дидактические Продолжать совершенствовать у детей навыки игры в различные дидактические игры: лото, мозаику и другие. Развивать умение организовывать игры, брать на себя роль ведущего, согласовывать свои действия и игроков. Развивать в игре сообразительность и умение самостоятельно решать задачи.

Природа и человек

Цель: помочь ребенку разобраться в том, что в окружающем его мире создано человеком, а что дарит человеку природа.

Материалы для работы: мяч.

Алгоритм игры:

  1. Воспитатель спрашивает:

— Что сделано человеком? – бросает мяч в руки ребенку.

  1. Ребенок должен ответить и передать мяч следующему игроку, который также должен ответить на вопрос.
  2. После того, как мяч полностью пройдет по кругу и вернется к педагогу, то он снова задает новый вопрос:

— Что создано природой? – бросает снова мяч одному из детей и все повторяется заново, но только уже называются предметы, созданные природой.

  1. Тот ребенок, который не сможет назвать нужное слово, выходит из круга и возвращается в него только тогда, когда подберет нужный ответ на поставленный вопрос.

Добавь слог и составь слово

Цель:

  • помочь детям развивать их фонематический слух;
  • сформировать быстроту мышления.

Материалы для игры: мяч.

Алгоритм игры:

  1. Воспитатель должен назвать любой слог, например, «жа» и бросает мяч одному из детей.
  2. Ребенок в свою очередь должен добавить слог, чтобы получилось в итоге слово «жа-ба», «жа-ло» и так дальше.
  3. Ребенок не назвавший слог выбывает из игры.

Слова наоборот

Цель:

  • помочь детям развить свою сообразительность;
  • научиться быстро думать и принимать решения в любой ситуации.

Игровая деятельность в подготовительной группе. Картотека по ФГОС

Алгоритм игры:

  1. Начинает игру воспитатель. Он должен назвать любое слово, которое придет ему на ум, например, он говорит:

— Далеко.

  1. Дети должны подобрать слово противоположное:

— Близко.

  1. Дальше снова воспитатель:

— Верх.

  1. Дети отвечают:

— Низ.

  1. И в такой последовательности быстро подбирать нужные слова.

Назвать растение с нужным звуком

Цель:

  • научить ребенка быстро мыслить;
  • развить у него фонематический слух.

Алгоритм игры:

  1. Воспитатель предлагает детям:

— Придумайте растение, название которого начинается на букву «В», «Д», «К». Можно указать любой звук.

  1. Дети должны называть растения на указанную букву. Выиграет тот, кто назовет самое большое количество названий.

Также можно играть и в других направлениях, например, называя овощи, фрукты и любые другие предметы.

Мое облако

Цель:

  • развивать воображение;
  • формировать сферу эмоций;
  • оформить умение образное воспринимать природу.

Алгоритм игры:

  1. Дети с максимальным комфортом обустраиваются в кругу, изображающем поляну, затихают и прикрывают глаза.
  2. Воспитатель говорит, что необходимо представлять отдых на лесной полянке. При этом нужно представить, что вокруг поют птиц, ощущается запах трав и цветов, а над всем этим проплывают облака.
  3. Следует выбрать самое интересное облако и рассказать остальным детям, что оно напоминает.

Найди листок, как на дереве

Цель: обучить дошкольников классификации растения по какому-то четко сформированному признаку.

Игровая деятельность в подготовительной группе. Картотека по ФГОС

Алгоритм игры:

  1. Педагог разделяет детей на 3-5 подгрупп.
  2. Каждой команде предлагается тщательно рассматривать листву на каком-то конкретном кусте или дереве, а затем необходимо заметить аналогичные опавшие на землю.
  3. Воспитатель продолжает:

— А теперь мы должны посмотреть, чья группа будет самой быстрой и отыщет эту листву.

  1. Дошкольники начинают искать и сравнивать.
  2. Дети из каждой подгруппы после окончания поисков выстраиваются возле куста или дерева, листву которых они должны были найти.
  3. Побеждает та подгруппа дошкольников, которая сможет собраться возле куста самая первая. Также возможно присуждение победы той команде, которая сможет собрать наибольшее количество листьев.

Никаких ошибок

Цель:

  • развивать у дошкольников умение быстро мыслить;
  • закреплять познания о действиях, которые необходимо осуществлять дошкольников в различное время суток.

Алгоритм игры:

  1. Педагог озвучивает разные части суток или конкретное время.
  2. А дошкольники отвечают только 1 словом, например, завтрак или умывание. Они называют время, когда это может происходить.

О чем идет разговор

Цель:

  • обучить дошкольников способности отличать разные дефиниции одного и того же слова;
  • сформировать умение не только называть, но и сравнивать эти дефиниции;
  • определять и формулировать общие и различающиеся черты в данных словах.

Алгоритм игры:

  1. Педагог объявляет, что существуют сходные и противоположные по смысловой нагрузке слова. А также о том, что слова бывают одинаковые, но при этом ими называются различные предметы или явления.
  2. Далее педагог формулирует конкретное слово, а дошкольники должны определить его дефиницию. Например:
  • Головка. Дошкольники могут сказать, что она есть у человека или лука.
  • Иголка. Дошкольники могут вспомнить, то она существует у шприца, хвойного дерева или ежика.
  • Нос. Дети могут сказать, что он присутствует у них, парохода или чайника.
  1. Возможно продолжение, есть назвать другие слова:
  • ушко;
  • ножка;
  • крыло;
  • горлышко и так далее.

Угадай, что в мешочке

Цель: представить описание характеристик, которые ощущаются руками.

Игровая деятельность в подготовительной группе. Картотека по ФГОС
Игровая деятельность в подготовительной группе (игра «Угадай, что в мешочке»)

Алгоритм игры:

  1. Педагог ссыпает в закрытую и непрозрачную емкость овощи и фрукты.
  2. Дошкольник ощупывает и определяет, что он трогает.
  3. Ребенок должен вспомнить загадку о данном овоще или фрукте.
  4. Остальная группа отгадывает, что же нащупал ведущий.

Отгадай, как правильно

Цель:

  • развивать у группы способность описывать какой-то конкретный предмет, не видя его;
  • уметь сформировать его основополагающие характеристики;
  • согласно полученному описанию основных характеристик, уметь узнать этот предмет.

Материалы для игры: цветные фишки.

Алгоритм игры:

  1. По сигналу воспитателя ребенок, получивший фишку, встает и дает описание по памяти любого предмета.
  2. Затем передает фишку тому, кто будет отгадывать.
  3. Отгадав, ребенок описывает свой предмет, передает предмет следующему.
  4. Игра продолжается, пока все участники не примут в ней участие.

Лесник

Цель:

  • помочь детям разбираться в том, какое именно дерево можно встретить в лесной чаще;
  • узнавать по внешнему виду кустарники и деревья, обратив внимание на их ствол, плоды, листья.

Алгоритм игры:

  1. Выбирается один «лесник», остальные дети – его помощники. Они пришли помочь ему собирать семена, для новых посадок.
  2. Лесник говорит:

— На моем участке растет много…

И перечисляет разные виды кустарников и деревьев.

  1. Он предлагает детям собрать семена с разных деревьев, чтобы посадить их и увеличить площадь своих владений. Он может только описать дерево, не называя его.
  2. Дети ищут семена, собирают их и показывают «леснику». Выигрывает тот, кто больше набрал семян и не ошибся.

Что это такое

Цель:

  • помочь развить у детей логическое мышление;
  • научить запоминать быстро все, что находится вокруг ребенка;
  • развить смекалку.

Игровая деятельность в подготовительной группе. Картотека по ФГОС

Алгоритм игры:

  1. Воспитатель загадывает любое предмет живой или неживой природы, а после начинает перечислять признаки загаданного предмета, а дети должны продолжить.
  2. К примеру, воспитатель загадал такое слово, как яйцо. Он начинает рассказывать, что оно съедобное, овальное, бывает крупным и мелким, а дети продолжают, что его можно купить в магазине и так далее.
  3. После воспитатель называет другой предмет и так предлагает детям описывать его характеристики.

Чей это листок

Цель: научить детей по листу определить с какого дерева он слетел.

Алгоритм игры:

  1. Дети на прогулки собирают разные листочки, которые слетели с деревьев и кустов.
  2. А после, рассматривая каждый листок, распознают с какого именно дерева он упал, сравнивая его с теми, что еще есть на дереве.

Рассказать, не используя речь

Цель:

  • закрепить у детей, полученные ними знания обо всех изменениях, которые происходят с растениями в осенний период;
  • развить у них творческое воображение, наблюдательность.

Алгоритм игры:

Дети выходят на улицу, становятся в круг.

  1. Воспитатель предлагает им изобразить без слов, используя только мимику и жесты, что происходит в природе.
  2. Дети могут показать, что на улице холодно и зябко, что они надевают шарфики и шапки, греют руки. Могут показать, что пошел холодный дождь и нужно срочно открыть зонтики, поднять воротники.

Делаем театральное представление

Цель:

  • научить детей быть самостоятельными;
  • правильно распределять роли.

Игровая деятельность в подготовительной группе. Картотека по ФГОС

Алгоритм игры:

  1. Можно выбрать театральное представление, где роли будут играть представители разных профессий.
  2. Дети выбирают для себя профессию, рисуют какая форма у них должна быть, подбирают орудие труда, а во время представления рассказывают о своей профессии.
  3. Можно подключить родителей и сделать действительно красивое и настоящее представление.

Вспомнить слова

Цель:

  • продолжить изучение звучания слов;
  • упражнять детей в самостоятельном назывании слов;
  • четко произносить каждый звук правильно.

Алгоритм игры:

  1. Дети становятся в круг.
  2. Каждый из детей должен вспомнить любое слово и сказать его следующему игроку, следующий игрок также говорит слово и передает его 3-ему ребенку, повернувшись к нему.
  3. И так по очереди дети произносят по 1 слову.
  4. Через 3 круга игра останавливается, и тот ребенок, который не смог быстро и четко сказать слово или уже повторил ранее названное, выходит из игры.
  5. Повторять слова нельзя, нужно придумывать новые и четко их проговаривать.

Палочка-выручалочка, остановись

Цель:

  • учиться произносить правильно звуки;
  • упражняться самостоятельно четко выговаривать слова.

Алгоритм игры:

  1. Дети становятся в круг, а воспитатель занимает место в его центре.
  2. Воспитатель предлагает детям описать названное животное. Так, к примеру, воспитатель говорит:

— Медведь.

  1. Каждый ребенок должен описать его:
  • бурый;
  • косолапый;
  • впадает в спячку;
  • живет в лесу.
  1. Кто из детей не сможет подобрать описание, выходит из игры.

Кому что потребуется

Цель:

  • научить дошкольников правильно классифицировать предметы;
  • помочь правильно подбирать предметы труда для определенной профессии.

Игровая деятельность в подготовительной группе. Картотека по ФГОС

Алгоритм игры:

  1. Воспитатель предлагает детям вспомнить, какие профессии существуют.
  2. После воспитатель называет одну из профессий, и дети должны рассказать какие предметы нужны ему для работы.
  3. Так, к примеру, врачу не обойтись без:
  • фонендоскопа;
  • шприцов;
  • аппарата для измерения давления;
  • градусника.

Обязательно найди

Цель: научить ребенка правильно употреблять прилагательные, согласовав их с существительными.

Алгоритм игры:

  1. Дети должны за 15-20 сек. осмотреть предметы, которые его окружают и запомнить те, что схожи по цвету или форме, сделанные из одного материала.
  2. По сигналу воспитателя один ребенок должен называть предметы, которые он запомнил, а другие дополняют его если он какие-то не назвал.
  3. Выигрывает тот ребенок, который назовет самое большое количество предметов.

Поиграем в испорченный телефон

Цель: развить у дошкольника слуховое внимание.

Игровая деятельность в подготовительной группе. Картотека по ФГОС

Алгоритм игры:

  1. Дети садятся по кругу.
  2. Воспитатель как можно тише на ухо рядом сидящего называет предмет.
  3. Ребенок в свою очередь передает его следующему игроку, называя то, что ему удалось услышать и так обмениваются словами со всеми игроками.
  4. После воспитатель спрашивает:

— Какое слово услышал первый игрок?

  1. Если тот скажет слово, предложенное ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с последнего), какое они услышали слово.
  2. Так узнают, какой игрок напутал, «испортил телефон». «Провинившийся» занимает место последнего игрока.

Игровая деятельность – это не просто эффективная методика, но еще и простая и легко усваиваемая дошкольниками программа обучения и подготовки к школе.

В подготовительной группе детей полностью готовят к походу в школу, и это касается не только грамматики и чтения, но и эмоционального состояния, которое позволит ему быстро освоиться среди сверстников и быть готовым к любым ситуациям, с которыми ранее сталкиваться не приходилось.

Видео на тему: игровая деятельность в подготовительной группе

Игровая деятельность в подготовительной группе:

Беременность, роды, новорожденный ребенок, лечение, развитие, воспитание, здоровье мамы после родов
Добавить комментарий